Памятник Александру III стал, вероятно, самым спорным памятником царю. Настолько необычно и даже провокационно было его художественное решение.
1 / 5
#3
Паоло Трубецкой
Александр III
#2
#4
Заслуживают особого упоминания ряд фактов, повлиявших на это необычное решение.
Изначально надпись на пьедестале гласила: «Императору Александру III, Державному основателю Великого Сибирского железнодорожного пути».
В последнем варианте надпись была изменена: «Основателю Великого Сибирского пути».
Таким образом, тяжелая поступь царского першерона и размещение памятника уже были продиктованы, так сказать, «транспортным» заказом.
#5
Памятник размещался на Знаменской площади Санкт-Петербурга, перед Николаевским вокзалом, и всем решением настраивал на идею пути.
#8
#12
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/9Hy0TY3dzOU" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
#13
Неосуществленный проект постановки памятника Александру III.
Предполагалось установить памятник на основании — скале. Но это не было выполнено.#7
Что же касается образа тяжелого всадника-богатыря, героя русских былин, то многие современники сразу считывали эту убедительную метафору.
Приведем лишь одно из воспоминаний Потоцкого:
Помню, однажды сцепились Бенуа с Трубецким из-за скульптурного портрета Александра III.
Бенуа навалился на Трубецкого и, поругивая памятник, даже сравнил его с дымковской игрушкой.
А Трубецкой легко согласился: «Да, я вдохновлялся вятскими игрушками, они у меня в мастерской стояли, я их очень люблю».
#10
Образ тяжелого всадника-богатыря, героя русских былин
#11
«Да, я вдохновлялся вятскими игрушками, они у меня в мастерской стояли, я их очень люблю» П.Трубецкой
#16
После революции памятнику грозила переплавка, однако в разгоревшихся спорах победил «революционный» взгляд, высказанный, в частности, в газетной статье 1918 года «Оставить памятник жандармскому царю»:
«Имел ли желание художник-князь изобразить так точно и эпоху, и царя, или нет, но царь-жандарм и вышел жандармом, с Россией-лошадью в узде»
(Жизнь искусства. 1918. 1 ноября)
#15
В 1919 году на пьедестале было выбито четверостишие Демьяна Бедного под названием «Пугало».
#14
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/EyrsYdStDB0" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
#17
В 1935 вновь встал вопрос о снятии памятника, 15 октября 1937 года он был разобран.
Просьба Русского музея о передаче ему конной статуи фактически спасла произведение Паоло Трубецкого. Долгое время памятник хранился во внутренних дворах музея, а в 1994 году был установлен перед Мраморным дворцом.
#18
Государственный Русский музей
read morehide
Александр III
Dimensions
56x23x60 cm
Technique
Бронза
Collection
Exhibition
4
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share