«Тощей свечой» в древности называли церковный подсвечник, который ставился перед храмовой или поклонной иконой, лежавшей на аналое. Название «тощая свеча» связано с тем, что для их изготовления бралась колода, полая (пустая, «тощая») внутри. Подставка и верхняя часть подсвечника могли быть металлическими. На подсвечниках ставилось обычно тринадцать свечей (по числу двенадцати апостолов и Христа), однако свечей могло быть и меньше.Если в древности церковные подсвечники выполняли из колоды дерева, а затем поверхность покрывали росписью, то позднее их стали делать из фарфора, а также из металла.
Тощая свеча
Dimensions
103x24 cm
Technique
дерево, паволока, левкас, темпера
Collection
Exhibition
0
Open in app#2
#10
До реставрации
#6
Представленный образец расписной «тощей свечи» имеет точную дату создания: вверху по окружности помещена вкладная надпись, выполненная с элементами вязи: «ЛЕТА 7172 ГО (1664) ГОДУ МЦА МАЙА В К (20)ДНЬ ПОСТАВЛЕНА СИЯ СВЕЧА УСПЕНИЮ БДЦЫ». Затруднение вызывает написание и прочтение букв, которыми передан звук «Ч» в слове «свеча». Это может быть частично утраченное написание через соединение букв «Ц» и «Ш». Также в графике написания можно предположить, что «Ч» заменено на «Ц», и слово «свеча» звучит как «свеца», что характерно для русских северных «цокающих» говоров.
#8
Реставрация
#9
Укреплены красочный слой с левкасом. Удалена потемневшая олифа. При повторной реставрации проведено укрепление красочного слоя с левкасом. Выполнена регенерация побелевшего лака. Восполнены мелкие утраты красочного слоя с левкасом. Поверхность покрыта лаком.
#11
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
read morehide
Тощая свеча
Dimensions
103x24 cm
Technique
дерево, паволока, левкас, темпера
Collection
Exhibition
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share