Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Святое семейство

Dimensions
119x89x2,5 cm
Technique
дерево, темпера
11
Open in app
#1
Рафаэль Санти (?)
Святое семейство. 1509
#3
Как только не называли художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти — Великий, Прекрасный, Божественный, Светлый гений. Признание он получил еще при жизни, а потом, вплоть до конца XVIII века, о нем почти забыли.

Рафаэлю было всего 25 лет, когда он переехал в блистательный Рим, где сразу стал художником при дворе Ватикана и работает над созданием фресок в папском личном кабинете (Stanza della Segnatura) по личной просьбе папы Юлия II, и вскоре был назначен главным архитектором вечного города. Он был чрезвычайно талантливым и деятельным человеком и преуспел во всем — в станковой и монументальной живописи, в архитектуре и графике. Его произведения долгое время считались эталоном живописи, его почитали, ему подражали, много копировали. Рафаэль ушел из жизни в день своего рождения — 6 апреля в 37 лет, оставив большое наследие и оставшись практически непревзойденным автором многих образов Богоматери.

Мадонна… В 1509 году Рафаэль пишет прекрасную мать, поднимающую над проснувшимся младенцем тончайшую кисею, рядом старец Иосиф. Впоследствии ее много раз копировали, считая величайшим и прославленным произведением.

Картина в том же 1509 году была помещена в собор Санта Мария дель Пополо, отчего появилось второе название — «Мадонна дель Пополо». А затем начались ее путешествия — то Мадонна при общем негодовании Рима переходит в руки кардинала Сфондрато, то, меняя свое название на «Мадонна ди Лорето» оказывается в базилике небольшого города Лорето. Следующее упоминание о Мадонее связано с именем Наполеона Бонапарта, который, одержав победу над Северной Италией в 1797 году, требует вывезти ее во Францию в составе контрибуции. Позднее в собрании Герцогов Орлеанских был один из образцов — и это именно тагильский образец, на котором имеется герб принцев королевской крови.

В Тагил картина могла попасть только через представителей рода Демидовых. И, скорее всего, в составе коллекции Николая Никитича, который много сделал для промышленного центра, был захоронен здесь в Выйско-Никольском соборе, а затем и взорван вместе с церковью. 

Но, возможно, работа поступила и через Анатолия Демидова, князя Сан-Донато, по просьбе которого блистательный К.Брюллов написал свой шедевр «Последний день Помпеи». Женившись на племяннице Наполеона I Бонопарта Матильде де Монфор, Анатоль мог получит произведение в дар — и так возникает связь Тагила с Францией. Впрочем, и Павел Демидов мог приобрести произведение: женившись в 1836 году на блистательной Авроре Шернваль супруг преподнес в качестве свадебного подарка молодой жене знаменитый алмаз Санси. Впрочем, Павел Никитич вскоре умер, и молодая вдова приехала жить в Нижний Тагил, где была около трех лет.

В любом случае, Мадонна была привезена в Нижний Тагил. Годы революции разметали многое в состоятельной жизни обывателей горнозаводского поселка. Не пощадила и произведения искусства. В 1924 году почерневшая и израненная доска была обнаружена директором Краеведческого музея Александром Словцовым. Спустя почти год в Тагил приехал академик Игорь Грабарь — блистательный художник и искусствовед, находившийся на Урале по заданию Главнауки, который писал:
#5
…Когда в холодную дождливую ночь я ехал с тагильского вокзала, проклиная это вынужденное и явно нелепое путешествие, у меня не было никаких иллюзий на счет предстоявшего наутро посещения музея, где находился новоявленный Рафаэль…
Игорь Грабарь
#4
Надо ли говорить об удивлении Грабаря, которого поразил «высокий художественный уровень»?!

Несколько лет затем, работа реставрировалась в только что созданных И.Э. Грабарем в Москве реставрационных мастерских. А затем вплоть до 1971 года картина хранилась в Государственном музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина.

С конца 1970-х годов картина хранится в Нижнем Тагиле, куда было передано при непосредственном участии бывшего тагильчанина Министра культуры РСФСР Юрия Серафимовича Мелентьева.
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Святое семейство

Dimensions
119x89x2,5 cm
Technique
дерево, темпера
11
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%