Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Спас Эммануил с архангелами

Dimensions
72x129 cm
Technique
дерево, темпера
9
Open in app
#9
Икона могла быть создана в греко-русской мастерской, расписавшей Дмитровский собор во Владимире. Впоследствии этот образ оказался среди чтимых икон, привезенных для поновления из Владимира в Москву в 1518 году, и был помещен в Успенском соборе Московского Кремля.
#10
Успенский собор Московского кремля.
Фотоальбом Н. А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Ч.1. 1883
#4

Сюжет и иконография

#5
Изображения юного Христа уже с раннехристианских времен имели, как правило, символическое значение, напоминая о божественной природе Спасителя. Начиная с XI–XII веков рядом с такими изображениями могла присутствовать надпись «Эммануил» — имя, заимствованное из ветхозаветного пророчества Исаии: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7:14).

Икона, представляющая Христа Эммануила между ангелами, раскрывает тему поклонения и служения небесных сил Сыну Божию («когда вводит Первородного во Вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все ангелы Божии» — Евр. 1:6). Поклонение ангелов Христу могло также напоминать о его искупительной жертве. Не случайно в алтарных композициях византийских и русских храмов широкое распространение получили символические изображения Святых Даров (Тела и Крови Христова) в виде Христа Эммануила, возлежащего на сосуде-дискосе. В этих композициях изображались и ангельские силы — они, как правило, выступали в роли священнослужителей. Образ юного Христа напоминал о чистой и непорочной плоти Спасителя, приносимой в жертву, а композиция в целом мыслилась как символический образ Евхаристии.

Сопоставление в одной иконе двух тем хорошо согласуется с общим направлением византийской богословской мысли XI–XII веков, когда активно обсуждались вопросы о соединении божественной и человеческой природы во Христе и о Его искупительной жертве (это обсуждение завершилось на константинопольских церковных соборах 1156—1157 и 1166 годов).
#6

Художественные особенности и стиль

#7
В композиции отсутствует строгая симметрия: различаются позы ангелов и направления их взглядов, а также эмоциональные акценты — левый ангел кажется более открытым и активным, а правый скорбным, отрешенным и погруженным в себя. Ангельские лики с мягким овалом, чуть изогнутыми носами и миндалевидным разрезом глаз находят ближайшие аналогии во фресках Дмитровского собора во Владимире, исполненных греческими и русскими мастерами около 1197 года.
read morehide

Спас Эммануил с архангелами

Dimensions
72x129 cm
Technique
дерево, темпера
9
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%