Икона могла быть создана в греко-русской мастерской, расписавшей Дмитровский собор во Владимире. Впоследствии этот образ оказался среди чтимых икон, привезенных для поновления из Владимира в Москву в 1518 году, и был помещен в Успенском соборе Московского Кремля.
#9
#10
Успенский собор Московского кремля.
Фотоальбом Н. А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Ч.1. 1883
Фотоальбом Н. А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Ч.1. 1883
#4
Сюжет и иконография
#5
Изображения юного Христа уже с раннехристианских времен имели, как правило, символическое значение, напоминая о божественной природе Спасителя. Начиная с XI–XII веков рядом с такими изображениями могла присутствовать надпись «Эммануил» — имя, заимствованное из ветхозаветного пророчества Исаии: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7:14).
Сопоставление в одной иконе двух тем хорошо согласуется с общим направлением византийской богословской мысли XI–XII веков, когда активно обсуждались вопросы о соединении божественной и человеческой природы во Христе и о Его искупительной жертве (это обсуждение завершилось на константинопольских церковных соборах 1156—1157 и 1166 годов).
Икона, представляющая Христа Эммануила между ангелами, раскрывает тему поклонения и служения небесных сил Сыну Божию («когда вводит Первородного во Вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все ангелы Божии» — Евр. 1:6). Поклонение ангелов Христу могло также напоминать о его искупительной жертве. Не случайно в алтарных композициях византийских и русских храмов широкое распространение получили символические изображения Святых Даров (Тела и Крови Христова) в виде Христа Эммануила, возлежащего на сосуде-дискосе. В этих композициях изображались и ангельские силы — они, как правило, выступали в роли священнослужителей. Образ юного Христа напоминал о чистой и непорочной плоти Спасителя, приносимой в жертву, а композиция в целом мыслилась как символический образ Евхаристии.
#6
Художественные особенности и стиль
#7
В композиции отсутствует строгая симметрия: различаются позы ангелов и направления их взглядов, а также эмоциональные акценты — левый ангел кажется более открытым и активным, а правый скорбным, отрешенным и погруженным в себя. Ангельские лики с мягким овалом, чуть изогнутыми носами и миндалевидным разрезом глаз находят ближайшие аналогии во фресках Дмитровского собора во Владимире, исполненных греческими и русскими мастерами около 1197 года.
read morehide
Спас Эммануил с архангелами
Dimensions
72x129 cm
Technique
дерево, темпера
Collection
9
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share