Смальта, из которой были выполнены мозаики на станциях Московского метрополитена «Маяковская» и «Новослободская» Замоскворецкой линии, выполненные по эскизам известного художника, уроженца г. Курска А.А. Дейнеки.
Смальта — это цветное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Впервые смальту начали изготавливать в Древнем Риме во II–I вв. до нашей эры и использовали для декоративных и отделочных работ.
Первые русские технологии изготовления смальты разработал М.В. Ломоносов в середине XVIII в. Поставив более 4000 опытов, ученый нашел способ получать смальты практически любого цвета. Большую популярность смальта приобрела во второй половине XIX в., особенно после замены икон и других элементов оформления Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге мозаиками из смальты. Советское мозаичное искусство выросло из традиций Российской империи, из смальтовых мастерских Академии Художеств.
Станция метро «Маяковская» была построена по проекту архитектора А.Н. Душкина и открыта 11 сентября 1938 г. Для ее оформления 35 мозаичных панно из смальты были заказаны А.А. Дейнеке. Они были размещены в плафонах куполов центрального нефа станции. На сегодняшний день сохранились 34 панно. Парное панно «Знамя СССР» было утрачено из-за строительства гермозатвора — защитных ворот, не пропускающих радиоактивную пыль в случае ядерного взрыва. Мозаики были набраны в мастерской В.А. Фролова в Ленинграде. Весь цикл получил название «Сутки советского неба». Художник ставил своей задачей создать эффект «прорыва в небо» так, чтобы посетитель метро мог поднять голову и увидеть мотивы, где фоном выступает небо.
А.А. Дейнека также принимал участие в оформлении станции «Новокузнецкая», которая была открыта 20 ноября 1943 г. по проекту архитекторов И.Г. Таранова и Н.А. Быковой. Станция, хотя и сооружена в годы Великой Отечественной войны, отличается богатым внутренним убранством, среди которых — 8 мозаичных композиций из смальты, украшающих станционный зал и наземный вестибюль.
Смальта — это цветное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Впервые смальту начали изготавливать в Древнем Риме во II–I вв. до нашей эры и использовали для декоративных и отделочных работ.
Первые русские технологии изготовления смальты разработал М.В. Ломоносов в середине XVIII в. Поставив более 4000 опытов, ученый нашел способ получать смальты практически любого цвета. Большую популярность смальта приобрела во второй половине XIX в., особенно после замены икон и других элементов оформления Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге мозаиками из смальты. Советское мозаичное искусство выросло из традиций Российской империи, из смальтовых мастерских Академии Художеств.
Станция метро «Маяковская» была построена по проекту архитектора А.Н. Душкина и открыта 11 сентября 1938 г. Для ее оформления 35 мозаичных панно из смальты были заказаны А.А. Дейнеке. Они были размещены в плафонах куполов центрального нефа станции. На сегодняшний день сохранились 34 панно. Парное панно «Знамя СССР» было утрачено из-за строительства гермозатвора — защитных ворот, не пропускающих радиоактивную пыль в случае ядерного взрыва. Мозаики были набраны в мастерской В.А. Фролова в Ленинграде. Весь цикл получил название «Сутки советского неба». Художник ставил своей задачей создать эффект «прорыва в небо» так, чтобы посетитель метро мог поднять голову и увидеть мотивы, где фоном выступает небо.
А.А. Дейнека также принимал участие в оформлении станции «Новокузнецкая», которая была открыта 20 ноября 1943 г. по проекту архитекторов И.Г. Таранова и Н.А. Быковой. Станция, хотя и сооружена в годы Великой Отечественной войны, отличается богатым внутренним убранством, среди которых — 8 мозаичных композиций из смальты, украшающих станционный зал и наземный вестибюль.