Скульптурная группа представляет собой часть чернильного прибора в стиле «шинуазри», весьма популярном в Европе в XVIII веке. Художники в своем творчестве опирались как на подлинные экспортные предметы китайского и японского декоративно-прикладного искусства, так и предметы, созданные под его влиянием.
1 / 2
#2
#19
Первая подобная скульптурная группа была создана на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в XVIII веке скульптором Фредериком Мейером и впоследствии несколько раз перерабатывалась другими мастерами. Возможно, композиция скульптуры была заимствована из изобразительного искусства, например из рисунков французского художника Франсуа Буше (1703–1770).
#3
Китайская композиция. Франсуа Буше. Бумага, итальянский карандаш. Аукцион Сотбис, Нью-Йорк. 2013
#4
Центральная группа чернильного прибора располагалась на рокайльной подставке, на которую также ставились чернильница и песочница в виде коленопреклоненных китайцев — мальчика и девочки.
#5
Чернильный прибор. Мейсен. Около 1750. Аукцион Сотбис, Лондон. 2015
#7
Состояние сохранности
#23
Экспонат неоднократно реставрировался ранее. Части скульптуры были склеены, кроме того, ручка зонтика была укреплена металлическим штырем.
#8
Общий вид до реставрации
#9
Фрагменты рук женской фигуры были утрачены, на фигуре Мандарина и подушке-основании были заметны трещины, мелкие сколы и потертости позолоты.
#10
Фрагменты скульптурной группы до реставрации. Видны утраты и места склеек
#11
Повсеместно по поверхностям разломов и швам наблюдались пятна и затеки коричневого клея, мастиковки и тонировки, шелушение и разрушение старых реставрационных материалов.
#12
Реставрация
#13
В мастерской реставрации керамики были проведены общая очистка экспоната и удаление следов предыдущей реставрации. Во время демонтажа ручки зонтика выяснилось, что она первоначально была изготовлена из металла и во время предыдущей реставрации была частично восполнена керамической массой.
#14
Общий вид после расшивки
#15
Это утверждение было подкреплено сравнением экспоната с фотографиями аналогичных статуэток из разных музеев. Восполнение ручки зонтика из латуни выполнил сотрудник мастерской реставрации металлической скульптуры Центра.
Реставратор подобрал и последовательно склеил фрагменты произведения.
#22
Реставратор подбирает фрагменты после очистки экспоната
#21
Затем по аналогии были восполнены утраты с последующей мастиковкой швов и сколов и абразивной обработкой.
#16
Процесс восполнения утраченного фрагмента. Снятие формы с аналогичного фрагмента и отливка восполнения
#17
Восполнения и потертости покрыты тонировками и консервационным лаком, восстановлено золочение.
#25
Общий вид скульптурной группы после реставрации
read morehide
Мандарин и женщина
Technique
фарфор; роспись надглазурная, позолота
Exhibition
2
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share