Владимир Владимирович Маяковский любил живопись, рисовал и даже готовился стать профессиональным живописцем, но его художественное образование прерывалось из-за арестов. Впоследствии Маяковский был исключен из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Еще в молодости он попал в среду молодых художников-авангардистов, и это не могло не сказаться на художественном методе поэта.
Книга в то время была своеобразной ареной, на которой живопись и поэзия, органично сплетаясь, взаимодействовали и решали единые художественные задачи. Маяковский иллюстрировал свои книги, оформлял афиши и киноплакаты. Известно, что он создал обложку хрестоматии футуристов «Ржаное слово». Осенью 1919 года поэт иллюстрировал «Советскую азбуку», изданную им литографским способом. В этом же году В. Маяковский начинает рисовать плакаты для окон РОСТА.
В письмах близким людям Владимир Маяковский часто делал рисунки. Письма и даже телеграммы к Л.Ю. Брик поэт подписывал «Щен».
Страница из книги
В фонде редкой книги ДВГНБ хранится книга с таким названием. Это воспоминания о В. Маяковском, написанные Л.Ю. Брик. Издание вышло в свет в 1942 году в городе Молотов (ныне — Пермь). В годы Великой Отечественной войны Л.Ю. Брик жила там в эвакуации. Издательство «Молотовгиз» выпустило в свет 15000 экземпляров книги «Щен», и с тех пор она больше не переиздавалась. Текст проиллюстрирован рисунками В. Маяковского. Оформление книги отличается простотой и лаконичностью.
Из книги «Щен»:
Как-то проходили мы мимо дачи, где под забором нашли Щеника, и ребята рассказали нам его родословную. Мать — чистопородный сеттер, отец — неизвестен. Щеник рос в виде сеттера.
Шерсть у него была шелковая, изумительно рыжая (чему Маяковский не переставал радоваться). У него были чудесные длинные кудрявые уши и хвост какой надо. Только нос темный и рост раза в полтора больше сеттерячьей нормы.
— «Тем лучше» — говорил Маяковский. — «Мы с ним крупные человеческие экземпляры».
Они были очень похожи друг на друга. Оба — большелапые, большеголовые. Оба носились, задрав хвост. Оба скулили жалобно, когда просили о чем-нибудь, и не отставали до тех пор, пока не добьются своего. Иногда лаяли на первого встречного просто так, для красного словца.
Мы стали звать Владимира Владимировича Щеном. Стало два Щена — Щен большой и Щен маленький.
С тех пор Владимир Владимирович в письмах и даже в телеграммах к нам всегда подписывался «Щен».
Позднее, вместо подписи, рисовал себя в виде щенка — иногда скорописью, иногда в виде иллюстрации к письму.Л.Ю. Брик. «Щен»