Алексей Михайлович Бонди, актер и драматург. Принадлежит к известному театральному семейству Бонди, члены которого активно участвовали в работе Товарищества артистов, художников, писателей и музыкантов. Сергей Бонди — известный литературовед, исследователь творчества А.С. Пушкина; Юрий Бонди — театральный художник, драматург и педагог, работал в студии В.Э. Мейерхольда; Наталья Бонди (вместе с Алексеем училась в студии у В.Э. Мейерхольда и М.Ф. Гнесина) — пианистка и педагог. На сцене с 1918 года.
Шарж на актера А.М. Бонди
Dimensions
14x8,5 cm
Technique
бумага, тушь пером
Collection
Exhibition
11
Open in app#3
Тамруччи Е.С.
Шарж на актера А.М. Бонди
#2
#4
В преддверии весны 1912 года среди артистической молодежи Петербурга возникла замечательная идея о создании нового театра. Вскоре стало понятно, что вокруг этой идеи собирается целый ряд лиц, обладающих достаточными данными для их взаимного объединения. Среди них — Любовь Дмитриевна Блок, Валентина Веригина, Николай Сапунов, Иван Билибин, Владимир Соловьев, Михаил Кузьмин, семья Адлере, братья Юрий и Сергей Бонди, Владимир Пяст, Н.И. Кульбин и многие другие. Решено было для постановки спектаклей этого нового объединения единомышленников пригласить В.Э. Мейерхольда. За организацию театра взялись А.А. Мгебров и Борис Пронин. Они отыскали в Териоках заброшенную огромную дачу с большим парком, когда-то принадлежавшую американскому посланнику. В этой даче и была устроена театральная коммуна во главе с Мейерхольдом. А назвали себя коммунары весьма своеобразно — «Товарищество актеров, писателей, художников и музыкантов». Начались репетиции, и летний сезон в Териоках ознаменовался несколькими спектаклями и пантомимами, прошедшими с неизменным успехом, и отмеченными петербургской театральной прессой. А осенью В.Э. Мейерхольд, вдохновленный успехами молодых актеров в Териоках, решил открыть свою новую театральную студию. Решение это входило в план создания им Нового театра. Вести занятия в студии он пригласил Ю.М. Бонди, С.М. Бонди, М.Ф. Гнесина и В.Н. Соловьева.
Ю.М. Бонди был не только преподавателем студии Мейерхольда. Он был еще и художником целого ряда спектаклей, постановленных Мейерхольдом по пьесам А. Блока, а также участником журнала «Любовь к трем апельсинам». Ю. Бонди, по воспоминаниям студийцев, был и авторитетным советчиком Мейерхольда во всех вопросах руководства студией. Была в студии еще почетная группа «содействующих», состоящая из видных деятелей искусства и литературы, сочувствующих идеям Мейерхольда. Это были поэты — Александр Блок, Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Владимир Княжнин, Михаил Кузьмин, Валентин Парнах; композиторы — А.К. Глазунов и А.Н. Скрябин; художники — А.Я. Головин, Б. Григорьев, В.И. Шухаев.
Основная группа учащихся составляла так называемое «ядро», которое было в центре внимания В.Э. Мейерхольда и всей студии, — активно занималось, участвовало в показах и выступлениях. В это ядро входила и группа «гротеска». Вот в этой студии и, в частности, в этой группе и начал заниматься младший из братьев Бонди — Алеша и его сестра Наталья. Группе «гротеска» были свойственны острота сценического рисунка, владение контрастами в исполнении, резкое сочетание трагического и комического.
Вот так, со студии, созданной Мейерхольдом, началась артистическая деятельность А. Бонди.
Учеба на естественном отделении физико-математического факультета в университете, серьезное внимание к музыке (занятия в консерватории и работа в Гатчинском театре миниатюр виолончелистом музыкального трио), и вновь появившееся безудержное увлечение театром, успешно сочетались в жизни А. Бонди до той поры, пока не произошло следующее событие.
В помещении театра Петроградского «Луна-парка» коллектив актеров, возглавляемый В.Э. Мейерхольдом, давал спектакли. В одном из них — в «Ткачах» Г. Гауптмана — 15 мая 1918 года, состоялось первое профессиональное выступление А. Бонди перед публикой в роли тряпичника. Эта первая роль была и первым значительным успехом молодого актера. Затем последовало исполнение ролей в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу, «Тяжелых днях» Островского, и «Театре чудес» Сервантеса. Но, вот именно, тот первый успех, выпавший на долю А. Бонди, заставил его сделать решающий выбор. А выбор состоял вот в чем. Еще с раннего детства Алеша мечтал стать биологом и решил серьезно посвятить свою жизнь этой науке. Однако неожиданно возникшая любовь к театру, и этот большой успех, заставили его сделать решающий судьбоносный шаг. С этого времени вся жизнь А. Бонди была навсегда связана с театром. В том же 1918 году он переходит на работу в «Театр-Студию» (бывший Литейный театр), руководимый Н.В. Петровым. Сыгранная здесь роль брата Тимофея в пьесе Маккиавели «Мандрагора» тепло была встречена зрителями.
Жизнь в Петербурге в то время стала и голодной и холодной, и, потому, было принято решение: чтобы как-то сохранить «Театр-Студию», переехать временно, куда-нибудь в центральную Россию. И вот в 1919 году труппа Малого Драматического театра, руководимая Н.В. Петровым, Ю.М. Бонди и Б.Э. Янишевским, переезжает на целый год в Кострому. Сюда же переезжает и вся семья Бонди. Старший, Юрий, режиссер и художник, как уже упоминалось выше, сподвижник и сорежиссер В.Э. Мейерхольда, находясь с театром в Костроме, наряду с другими спектаклями, впервые в стране, поставил пьесу А. Блока «Роза и крест». Этому предшествовала такая история. Еще в начале февраля 1913 года А. Блок читал эту свою новую пьесу в кругу близких ему людей, у себя дома. Среда присутствующих были и братья Бонди. Пьеса произвела тогда на всех большое впечатление, и вот теперь, через шесть лет, перед отъездом в Кострому, Ю. Бонди встречается с А. Блоком и говорит ему о своем большом желании поставить эту замечательную пьесу, на что получает согласие поэта. <…>
С 1923 года начинается новый этап в творчестве Алексея Бонди. Его вступление в театр «Кривое зеркало», а после в Ленинградский и Московский театры Сатиры знаменует собой период работы его в так называемом «малом жанре». Для театра литературных и театральных пародий, каким было «Кривое зеркало», наличие в труппе такого актера как А. Бонди, было счастливой находкой. Небольшие по масштабу роли в руках артиста получали уникальную, филигранную отделку и надолго оставались в памяти зрителей.
Репертуар обоих театров Сатиры — Ленинградского и Московского — строился почти исключительно на советских бытовых комедиях, литературное качество которых было чрезвычайно низкого уровня. Нужно было немало изобретательности, находчивости, чтобы очеловечить довольно ходульные персонажи пьес, сделать их острой карикатурой. В 1926 году А. Бонди выступил в спектакле Ленинградского театра сатиры «Насчет любви». Он играл роль «конферансье». Эта была замечательная издевка над типом пошляка, ведущего эстрадную программу, дерзко переговаривающегося со зрительным залом, безнаказанно отпускающего вульгарные остроты, и Бонда спародировал до издевательства образ такого конферансье. Именно в это время в полной мере проявляется и литературный талант А. Бонди. Он становится автором многочисленных, очень остроумных и тонких по юмору произведений для эстрады, да и не только. В конце 20-х годов на сценах театров юных зрителей с успехом шли три пьесы Бонди: пятиактная пьеса «Изобретатели» и две одноактных — «Экзамен» и «Загадочный багаж». Литературное творчество А. Бонди теперь прочно входит в жизнь артиста. На эстрадах страны исполняются его многочисленные литературные пародии.
Ю.М. Бонди был не только преподавателем студии Мейерхольда. Он был еще и художником целого ряда спектаклей, постановленных Мейерхольдом по пьесам А. Блока, а также участником журнала «Любовь к трем апельсинам». Ю. Бонди, по воспоминаниям студийцев, был и авторитетным советчиком Мейерхольда во всех вопросах руководства студией. Была в студии еще почетная группа «содействующих», состоящая из видных деятелей искусства и литературы, сочувствующих идеям Мейерхольда. Это были поэты — Александр Блок, Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Владимир Княжнин, Михаил Кузьмин, Валентин Парнах; композиторы — А.К. Глазунов и А.Н. Скрябин; художники — А.Я. Головин, Б. Григорьев, В.И. Шухаев.
Основная группа учащихся составляла так называемое «ядро», которое было в центре внимания В.Э. Мейерхольда и всей студии, — активно занималось, участвовало в показах и выступлениях. В это ядро входила и группа «гротеска». Вот в этой студии и, в частности, в этой группе и начал заниматься младший из братьев Бонди — Алеша и его сестра Наталья. Группе «гротеска» были свойственны острота сценического рисунка, владение контрастами в исполнении, резкое сочетание трагического и комического.
Вот так, со студии, созданной Мейерхольдом, началась артистическая деятельность А. Бонди.
Учеба на естественном отделении физико-математического факультета в университете, серьезное внимание к музыке (занятия в консерватории и работа в Гатчинском театре миниатюр виолончелистом музыкального трио), и вновь появившееся безудержное увлечение театром, успешно сочетались в жизни А. Бонди до той поры, пока не произошло следующее событие.
В помещении театра Петроградского «Луна-парка» коллектив актеров, возглавляемый В.Э. Мейерхольдом, давал спектакли. В одном из них — в «Ткачах» Г. Гауптмана — 15 мая 1918 года, состоялось первое профессиональное выступление А. Бонди перед публикой в роли тряпичника. Эта первая роль была и первым значительным успехом молодого актера. Затем последовало исполнение ролей в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу, «Тяжелых днях» Островского, и «Театре чудес» Сервантеса. Но, вот именно, тот первый успех, выпавший на долю А. Бонди, заставил его сделать решающий выбор. А выбор состоял вот в чем. Еще с раннего детства Алеша мечтал стать биологом и решил серьезно посвятить свою жизнь этой науке. Однако неожиданно возникшая любовь к театру, и этот большой успех, заставили его сделать решающий судьбоносный шаг. С этого времени вся жизнь А. Бонди была навсегда связана с театром. В том же 1918 году он переходит на работу в «Театр-Студию» (бывший Литейный театр), руководимый Н.В. Петровым. Сыгранная здесь роль брата Тимофея в пьесе Маккиавели «Мандрагора» тепло была встречена зрителями.
Жизнь в Петербурге в то время стала и голодной и холодной, и, потому, было принято решение: чтобы как-то сохранить «Театр-Студию», переехать временно, куда-нибудь в центральную Россию. И вот в 1919 году труппа Малого Драматического театра, руководимая Н.В. Петровым, Ю.М. Бонди и Б.Э. Янишевским, переезжает на целый год в Кострому. Сюда же переезжает и вся семья Бонди. Старший, Юрий, режиссер и художник, как уже упоминалось выше, сподвижник и сорежиссер В.Э. Мейерхольда, находясь с театром в Костроме, наряду с другими спектаклями, впервые в стране, поставил пьесу А. Блока «Роза и крест». Этому предшествовала такая история. Еще в начале февраля 1913 года А. Блок читал эту свою новую пьесу в кругу близких ему людей, у себя дома. Среда присутствующих были и братья Бонди. Пьеса произвела тогда на всех большое впечатление, и вот теперь, через шесть лет, перед отъездом в Кострому, Ю. Бонди встречается с А. Блоком и говорит ему о своем большом желании поставить эту замечательную пьесу, на что получает согласие поэта. <…>
С 1923 года начинается новый этап в творчестве Алексея Бонди. Его вступление в театр «Кривое зеркало», а после в Ленинградский и Московский театры Сатиры знаменует собой период работы его в так называемом «малом жанре». Для театра литературных и театральных пародий, каким было «Кривое зеркало», наличие в труппе такого актера как А. Бонди, было счастливой находкой. Небольшие по масштабу роли в руках артиста получали уникальную, филигранную отделку и надолго оставались в памяти зрителей.
Репертуар обоих театров Сатиры — Ленинградского и Московского — строился почти исключительно на советских бытовых комедиях, литературное качество которых было чрезвычайно низкого уровня. Нужно было немало изобретательности, находчивости, чтобы очеловечить довольно ходульные персонажи пьес, сделать их острой карикатурой. В 1926 году А. Бонди выступил в спектакле Ленинградского театра сатиры «Насчет любви». Он играл роль «конферансье». Эта была замечательная издевка над типом пошляка, ведущего эстрадную программу, дерзко переговаривающегося со зрительным залом, безнаказанно отпускающего вульгарные остроты, и Бонда спародировал до издевательства образ такого конферансье. Именно в это время в полной мере проявляется и литературный талант А. Бонди. Он становится автором многочисленных, очень остроумных и тонких по юмору произведений для эстрады, да и не только. В конце 20-х годов на сценах театров юных зрителей с успехом шли три пьесы Бонди: пятиактная пьеса «Изобретатели» и две одноактных — «Экзамен» и «Загадочный багаж». Литературное творчество А. Бонди теперь прочно входит в жизнь артиста. На эстрадах страны исполняются его многочисленные литературные пародии.
Наталья Бонди, Виктор Каширников. Январь 2007 г.
#5
СПбГМТиМИ
read morehide
Шарж на актера А.М. Бонди
Dimensions
14x8,5 cm
Technique
бумага, тушь пером
Collection
Exhibition
11
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share