Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Сценический костюм Ольги Преображенской

Dimensions
115x45 cm
Technique
шифон, шелк, лента шелковая, хлопчатобумажная ткань
3
Open in app
#2
Ольга Иосифовна Преображенская (1871–1962) — русская балерина, педагог; занимала ведущее положение в труппе Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В 1900 г. получила звание балерины — высшей ступени в табеле о ранге императорского балета. (В начале ХХ века в труппе Мариинского театра звание балерины имели выдающиеся танцовщицы академической школы: М.Ф. Кшесинская, В.А. Трефилова, А.Я. Ваганова, Ю.Н. Седова, Л.Н. Егорова). Ольга Преображенская работала с великими балетмейстерами — Мариусом Петипа, Львом Ивановым и Михаилом Фокиным; исполняла главные партии в балетах «Тщетная предосторожность», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Раймонда», «Фея кукол», «Шопениана» и др. В 1909 г. балерина перешла на контракт гастролёрши: успешно выступала в театре «Ла Скала», гастролировала по Европе и Южной Америке. В 1921 году эмигрировала из России и обосновалась в Париже, где открыла балетную школу. Среди ее учениц были всемирно известные танцовщицы — Татьяна Рябушинская, Нина Вырубова и Марго Фонтейн.
#3
По мнению балетных критиков, танец Ольги Преображенской отличался артистизмом, отточенностью движений, воздушной грацией. Балерина обладала редкой музыкальностью и даром импровизации — сольные вариации она никогда не повторяла в точности, каждый раз танцовщица находила новые нюансы исполнения. Преображенская была преимущественно танцовщицей лирико-комедийного плана. Амплуа грациозных нимф и наивных пейзанок идеально соответствовало ее жизнерадостному таланту. Вершиной стала Лиза в «Тщетной предосторожности» в версии музыки Луи Герольда. Но эта комедийная роль балетного репертуара досталась Преображенской случайно — по недосмотру Кшесинской, которая монополизировала эту партию.
#4
В балете состоялось первое освобождение от крепостной зависимости — была поставлена «Тщетная предосторожность» с балериной О.О. Преображенской.
— писал в своих воспоминаниях директор императорских театров В.А. Теляковский (1860–1924).
#5
Но выступление новой исполнительницы в популярной балетной постановке было едва не сорвано — на сцене в качестве реквизита стояли клетки с живыми курами, но кто-то оставил дверцы открытыми, и птицы выпорхнули на сцену во время танца балерины. Обезумевшие куры метались по сцене, а в зале стоял оглушительный хохот. Но танцовщица успешно довела танец до конца.
#6
Премьера балета «Испытание Дамиса» на музыку Александра Глазунова в хореографии Мариуса Петипа в состоялась 17 (30) января 1900 года в петербургском Эрмитажном театре. Спустя несколько дней, 23 января, его показали на сцене Мариинского театра уже с другим названием «Барышня-служанка». Спектакль предназначался для избранной публики. Демократически настроенные зрители не приняли всерьез «придворный» сюжет «Барышни-служанки», и балет шел довольно редко, тем не менее, постановка просуществовал на сцене Мариинского театра до 1920 года. В партии Изабеллы, кроме О.И. Преображенской выступали М.М. Петипа, Т.П. Карсавина, Е.П. Гердт, Е.В. Лопухова, М.Ф. Кшесинская и др.
#7
Замысел балета «Испытание Дамиса» принадлежал Ивану Александровичу Всеволожскому (1835–1909) — театральному деятелю, директору Императорских театров (1881–1899), директору Императорского Эрмитажа (1899–1909), почетному члену петербургской Академии Художеств (1904), автору более 1000 эскизов костюмов к 25 балетным постановкам, а также портретов-карикатур современников. Именно он стал автором эскизов костюмов всех персонажей балета «Испытание Дамиса», обратившись к творчеству французских художников Антуана Ватто (1684–1721) и Никола Ланкре (1690–1743), работавших в жанре куртуазной «галантной» живописи. И. А. Всеволожский предложил одеть героев балета «Испытание Дамиса» в костюмы персонажей картин Ватто и Ланкре — «Итальянских комедиантов», «Венецианского праздника», «Уроков любви». Критик В.Я. Светлов остроумно заметил, что «петербуржец неохотно посещает Эрмитаж, но зато очень охотно сидит в балете. И тот, кто не знает эрмитажных шедевров Ватто… может познакомиться с излюбленной эпохой этого изящного художника, любуясь «Испытанием Дамиса».
#8
Балетное представление «Испытание Дамиса» был задумана как изящная шутка из жизни французского аристократического общества XVIII века, пастораль в духе «галантной эпохи». Сюжетной основой для постановки стал анекдот ХVIII века о знатной девушке, желающей, чтобы ее полюбили не за происхождение и богатство, а за красоту и добрый нрав. Для этого она устраивает испытание своему жениху, переодевшись в платье служанки. Либретто для спектакля написал Мариус Петипа — патриарх русского балета, работавший на петербургской сцене более полувека. Хореографический материал был задуман балетмейстером как череда старинных салонных танцев, лишенных классической виртуозности. Композиция балета представляла ряд жанровых картин галантной эпохи на лоне природы: танцы, маскарад и апофеоз в честь помолвки главных героев.
#9
Сценический костюм для партии Изабеллы в балете «Испытание Дамиса» был выполнен в стиле «Камарго». (Мари-Анн Камарго — настоящая фамилия де Кюпи де Камарго, фр. Marie-Anne de Camargo (1710–1770)) — знаменитая французская танцовщица изображена в подобном платье на портрете художника Никола Ланкре (1690–1743)- одного из талантливых последователей Антуана Ватто. Петипа в постановке танцев использовал позы персонажей, изображенных на картинах художников «галантного века» — А. Ватто и Н. Ланкре. На фотографии 1900 года можно увидеть, что Ольга Преображенская (Изабелла) танцует вариацию «в стиле Камарго» в платье-«слепке» с картины Никола Ланкре («Портрет танцовщицы Камарго», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), но и дублирует ее балетную позу, а П.А. Гердт (Дамис) повторяет фигуру танца и одет в почти точную копию костюма с картины Ватто «Равнодушный» (Париж, Лувр), что практически идентично эскизу Всеволожского к костюму.
#13
Предмет подарен Орленевой Надеждой Павловной (дочерью народного артиста РСФСР Павла Орленева) в составе архива Преображенской Ольги Осиповны (друга семьи Орленевых) в 1983 г.
read morehide

Сценический костюм Ольги Преображенской

Dimensions
115x45 cm
Technique
шифон, шелк, лента шелковая, хлопчатобумажная ткань
3
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%