Пресс-папье представляет собой любимый образ скульптора. В данной работе Мастер изваял свой автограф в бронзе. Эрнст Неизвестный говорил, что для того, чтобы показать человека, достаточно изобразить одну лишь человеческую кисть и размышлял на эту тему.
#1
Эрнст Неизвестный
Рука
#2
#3
Изобразительное искусство не имитирует жизнь. Оно создаёт жизнь. Напряжённую жизнь пластической формы. Тело, чтобы стать выразительным, обобщается, деформируется или трансформируется. Тело в искусстве начинает жить своей жизнью, отличной от жизни живого тела, и в пространстве, отличном от реального пространства. И в самой высокой точке напряжения, очищения и обобщения изображение человека и частей его тела становится знаковым.
Но не всякое изображение человеческого тела или его части может быть признано знаком человека.
Голова без туловища не смущает нас.
Рука — тоже человек.
Можно ли дальше урезать тело, не потеряв связи
с общим понятием: «Это — человек»?
Голова отдельно от тела — по-прежнему человек:
И глаз отдельно от головы воспринимается как человеческий:
Рука отдельно от тела — человек.
Даже в пальце отдельно от руки виден человек.
Отпечаток пальца «человека».
Для полиции отпечаток пальца — нечто большее, чем просто знак человека. Это персона. Попробуем дробить дальше. Почему-то изображение фаланги пальца, с которой сделан отпечаток, не воспринимается нами как знак человека. Также как палец в ракурсе не может быть знаком.
Может ли человеческий ноготь быть знаком, как у животных? Ноготь животного является знаком этого животного. У человека не может. Почему? Возможно, потому, что мы его подстригаем, нарушая естественную форму. Впрочем, древние китайские аристократы отращивали ногти, но они не стали знаком. Хотя ногти в китайском искусстве, как и в индийском, являются элементами выразительности. Волосы — часть орнамента во всех художественных культурах, но отдельный волос не превращается в знак. А вот скальп для индейцев — знак человека. Эти примеры можно продолжать. Части тела отделяются от тела и могут жить своей самостоятельной жизнью, вмещая в себя понятие целого тела. Но отделяются только те части, в структуре которых заложен изобразительный знак. Даже в литературе живущие самостоятельной жизнью части тела, такие, как головы, глаза, носы, фаллосы и т. п., — это те элементы тела, которые могут быть изображены графически и стать знаком. Плоть ведь становится осмысленной. В изобразительном искусстве особенно ясна осмысленность вещей и овеществлённость смысла.
Знак и означаемое могут меняться местами.
Но не всякое изображение человеческого тела или его части может быть признано знаком человека.
Голова без туловища не смущает нас.
Рука — тоже человек.
Можно ли дальше урезать тело, не потеряв связи
с общим понятием: «Это — человек»?
Голова отдельно от тела — по-прежнему человек:
И глаз отдельно от головы воспринимается как человеческий:
Рука отдельно от тела — человек.
Даже в пальце отдельно от руки виден человек.
Отпечаток пальца «человека».
Для полиции отпечаток пальца — нечто большее, чем просто знак человека. Это персона. Попробуем дробить дальше. Почему-то изображение фаланги пальца, с которой сделан отпечаток, не воспринимается нами как знак человека. Также как палец в ракурсе не может быть знаком.
Может ли человеческий ноготь быть знаком, как у животных? Ноготь животного является знаком этого животного. У человека не может. Почему? Возможно, потому, что мы его подстригаем, нарушая естественную форму. Впрочем, древние китайские аристократы отращивали ногти, но они не стали знаком. Хотя ногти в китайском искусстве, как и в индийском, являются элементами выразительности. Волосы — часть орнамента во всех художественных культурах, но отдельный волос не превращается в знак. А вот скальп для индейцев — знак человека. Эти примеры можно продолжать. Части тела отделяются от тела и могут жить своей самостоятельной жизнью, вмещая в себя понятие целого тела. Но отделяются только те части, в структуре которых заложен изобразительный знак. Даже в литературе живущие самостоятельной жизнью части тела, такие, как головы, глаза, носы, фаллосы и т. п., — это те элементы тела, которые могут быть изображены графически и стать знаком. Плоть ведь становится осмысленной. В изобразительном искусстве особенно ясна осмысленность вещей и овеществлённость смысла.
Знак и означаемое могут меняться местами.
Эрнст Неизвестный
#5
Название этой письменной принадлежности пошло от французского «presse-papiers» — от presser — «нажимать» и papier — «бумага». В прошлые века полукруглый тяжёлый брусок с рукояткой служил для промокания текста, написанного чернилами. С этой целью к его нижней части прикреплялся лист промокательной бумаги. Изначально пользовались двумя различными пресс-папье — изящным полукруглым бруском для промокания чернил и более массивным прессом для документов и бумаг. С помощью большого приспособления деловые люди сохраняли порядок на письменном столе, придавливая бумаги.
read morehide
Рука
Dimensions
11,2х6,4х3 см cm
Technique
Бронза, литьё, патинирование
Exhibition
1
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share