Отдельной страницей истории Дмитровского района проходит строительство канала между Волгой и Москвой для водоснабжения столицы и создания новых судоходных путей («Москва — порт пяти морей»). Это стало выдающимся событием в истории Дмитрова в ХХ веке: город стал «столицей» стройки в период с 1932 по 1937 год.
Грандиозность замысла и его воплощения наглядно передаёт макет канала, созданный коллективом художников и макетчиков, в основном заключённых, в 1934 г., когда до завершения строительства было ещё далеко. Рельефная карта района строительства Москва–Волга была изготовлена специально для Дмитровского краеведческого музея в модельно-макетной мастерской Москва–Волгостроя в 1934 году.
15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП (б) принял постановление о строительстве канала, который соединит реки Волгу и Москву. Будущий канал давал столице необходимое количество воды, ибо ее не хватало, особенно в летние дни, делал в перспективе Москву портом пяти морей, электрифицировал населенные пункты вдоль трассы, создавал промышленные предприятия в прилегающих районах, выполнял и другие важные функции.