Струнный смычковый инструмент. Корпус в форме гирлянды. Дека, дно, обечайки и колковый ящик из волнистого клена, окрашенного в черно-коричневый цвет. На окончании завитка колкового ящика — накладка из перламутра с рельефной резьбой в виде расходящихся лепестков цветка. Гриф и струнодержатель фанерованы чёрным деревом. 4 колка из слоновой кости. Отдельная пластина из клена (по конфигурации корпуса) образует с корпусом полость для веера. Веер из пергамента; расписан цветами. 4 кишечные струны.
Пошетта с веером
Dimensions
37,6х6,2х3,1 см cm
Technique
фанеровка, перламутр, дерево, пергамент, кишечные струны, слоновая кость, роспись, резьба
Collection
Exhibition
13
Open in app#1
Неизвестный мастер
Пошетта («с веером»)
#2
#3
Пошетты из коллекции музея
Название этого инструмента происходит от французского слова «poche» — карман. Есть и другие названия: скрипка танцмейстера, кит, сурдина.
Пошетта возникла в XVI в. как ответвление скрипичного семейства.
Пошетта возникла в XVI в. как ответвление скрипичного семейства.
#9
Первоначально пошета представляла собой 3-струнный инструмент, впоследствии стала 4-струнным и приобрела самые разнообразные формы.
#7
Миниатюрные формы инструментов делали их удобными в работе учителей танцев, дававших по несколько уроков в разных домах. Танцмейстер наигрывал мелодии, под которые учениками разучивались танцевальные фигуры. Специального репертуара для этих инструментов не существовало. О том, насколько ходовой была профессия учителя танцев, говорит следующий факт: в 1612 г. только в Париже проживало свыше 300 высококвалифицированных танцмейстеров.
#10
Следовательно, была необходимость и в изготовлении пошетт. Создателями этих миниатюрных инструментов были известные скрипичные европейские мастера. Их формы и конструкция отличаются большим разнообразием. Существуют пошетты, представляющие собой миниатюрные скрипки, гитары, лодочки. Есть пошетты в виде дамских вееров, тростей.
#5
Инструменты богато украшены накладками и вставками из кости, черепахи, перламутра, ценных пород дерева, их головки имеют изысканные фигурные формы.
В музейной коллекции насчитывается 35 экспонатов XVII–XIX вв.
В музейной коллекции насчитывается 35 экспонатов XVII–XIX вв.
#11
Инструменты отреставрированы, их звучание можно услышать в музейных концертах.
#12
Пошетты делались очень разными по форме. Их корпус мог напоминать плечевую лиру, виолу, скрипку. Общими для всех пошетт всегда оставались маленькие размеры и узкий корпус. Особого качества звучания от пошетт не требовалось, и чаще всего их делали безвестные мастера. Но сохранилась, например, пошетта работы Антонио Страдивари.
Пошетты очень редко вырывались за пределы отведенной им роли — быть помощниками учителя танцев. Лишь в единичных случаях они входили в оркестр или попадали на сцену как солирующий инструмент.
Лет двести назад преподаватели танцев перестали делать два дела сразу — теперь танцевальную музыку на уроках исполняли специально приглашаемые музыканты. Сама собой отпала надобность и в пошеттах. Они исчезли, и лишь отдельные экземпляры заняли свое место в музеях.
Пошетты очень редко вырывались за пределы отведенной им роли — быть помощниками учителя танцев. Лишь в единичных случаях они входили в оркестр или попадали на сцену как солирующий инструмент.
Лет двести назад преподаватели танцев перестали делать два дела сразу — теперь танцевальную музыку на уроках исполняли специально приглашаемые музыканты. Сама собой отпала надобность и в пошеттах. Они исчезли, и лишь отдельные экземпляры заняли свое место в музеях.
Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов
#6
Веер с обеих сторон
#8
СПбГМТиМИ
read morehide
Пошетта с веером
Dimensions
37,6х6,2х3,1 см cm
Technique
фанеровка, перламутр, дерево, пергамент, кишечные струны, слоновая кость, роспись, резьба
Collection
Exhibition
13
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share