Портрет вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина интересен тем, что это вовсе не живописное полотно, как кажется на первый взгляд; это — тканый портрет!
Портрет был изготовлен на Московской текстильной фабрике «Красная Роза», которая была основана еще в 1875 г. купцом московской гильдии французом Клавдием Осиповичем (Клод-Мари) Жиро. Впоследствии она стала самой крупной шелкоткацкой фабрикой в России. В 1919 г. декретом Советского правительства предприятие было национализировано и стало называться «Красная Роза» в честь Розы Люксембург.
После смерти В.И. Ленина в 1924 г. встал вопрос об увековечивании памяти, в том числе и в жанре портрета, основателя и создателя советского государства. Подобные портреты стали первым опытом иконографии вождя, изготовленным таким оригинальным способом — на жаккардовом станке, приспособленном для крупноузорчатого ткачества. Сначала изображение было нарисовано и перенесено на лист плотной бумаги, или, как говорят специалисты, на патрон. Расчертили на клеточки, насекли точки. Через каждую точку на заправленный в ткацкий станок патрон были пропущены нити. Переплетаясь, нити проявили свет и тени. Так портрет Владимира Ильича был перенесен на ткань.
Автор портрета — Иван Матвеевич Исаев, рисовальщик фабрики «Красная Роза», талантливый мастер, художник-самоучка.
Подобные портреты изготавливались периодически; в широкую продажу они не поступали, а в качестве награды вручались делегатам партийных съездов, участникам конгрессов Коминтерна, отличникам производства, Героям Труда.
В 1928 г. один из экземпляров наградных портретов В.И. Ленина экспонировался в Москве на выставке работ советских текстильщиков, в 1937 г. — в Париже на Всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни», а в 1939 г. в Нью-Йорке на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» он был отмечен Гран-при.
Портрет, представленный в экспозиции, был вручен в 1926 г. Науму Ильичу Балаховскому, портному Харьковской швейной фабрики им. Е.Д. Тинякова, передовику производства.
Портрет был изготовлен на Московской текстильной фабрике «Красная Роза», которая была основана еще в 1875 г. купцом московской гильдии французом Клавдием Осиповичем (Клод-Мари) Жиро. Впоследствии она стала самой крупной шелкоткацкой фабрикой в России. В 1919 г. декретом Советского правительства предприятие было национализировано и стало называться «Красная Роза» в честь Розы Люксембург.
После смерти В.И. Ленина в 1924 г. встал вопрос об увековечивании памяти, в том числе и в жанре портрета, основателя и создателя советского государства. Подобные портреты стали первым опытом иконографии вождя, изготовленным таким оригинальным способом — на жаккардовом станке, приспособленном для крупноузорчатого ткачества. Сначала изображение было нарисовано и перенесено на лист плотной бумаги, или, как говорят специалисты, на патрон. Расчертили на клеточки, насекли точки. Через каждую точку на заправленный в ткацкий станок патрон были пропущены нити. Переплетаясь, нити проявили свет и тени. Так портрет Владимира Ильича был перенесен на ткань.
Автор портрета — Иван Матвеевич Исаев, рисовальщик фабрики «Красная Роза», талантливый мастер, художник-самоучка.
Подобные портреты изготавливались периодически; в широкую продажу они не поступали, а в качестве награды вручались делегатам партийных съездов, участникам конгрессов Коминтерна, отличникам производства, Героям Труда.
В 1928 г. один из экземпляров наградных портретов В.И. Ленина экспонировался в Москве на выставке работ советских текстильщиков, в 1937 г. — в Париже на Всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни», а в 1939 г. в Нью-Йорке на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» он был отмечен Гран-при.
Портрет, представленный в экспозиции, был вручен в 1926 г. Науму Ильичу Балаховскому, портному Харьковской швейной фабрики им. Е.Д. Тинякова, передовику производства.