Каждая эпоха имеет множество лиц, у каждой есть свои герои, любимцы и злодеи. Леонид Собинов — один из любимцев «русского серебряного века». Трудно, пожалуй, найти другого артиста, в котором так удивительно соединились внешняя красота, талант, дивный голос. Но он был не просто певец, он был тенор, самим амплуа лирического героя обречённый на «сумасшедшую» зрительскую любовь. Один из критиков XIX века сказал:
Басов любят — в теноров влюбляются, басы потрясают, тенора вызывают в нас блаженное чувство богомольности.
Леонид Собинов принадлежит к той плеяде театральных кумиров, которые своим искусством сумели замолвить на русской сцене пылкое и возвышенное слово во славу любви, и чьи сценические и личные образы становились прекрасными воспоминаниями, фактами биографий тысяч и тысяч людей.
В музейной собиновской коллекции с исключительной полнотой представлены портреты артисты, лучшая часть из них поступила в музей в разные годы из семьи певца. На них — артист, благосклонности которого добивались первые красавицы Москвы и Петербурга.
Трудно представить, что Бог даёт человеку внешнюю оболочку, не сообразуясь с его душой. Внешнее и внутреннее в человеке соединено таинственной связью. Взглянув на портреты Л.В. Собинова, невозможно не заметить того мягкого света, который как будто излучает его образ.
Леонид Собинов очень любил Антона Чехова, и сам он был «чеховским» героем — человеком с огромной совестливостью и благородством. Многие друзья и партнеры отмечали, что одним из прекрасных качеств артиста Собинова была самоирония.
Способность подтрунивать над собой говорит о многом — о тонком интеллекте, прежде всего. Л. Собинов, наделённый умом и имев ший прекрасное образование, в театральной среде, в этом смысле, был скорее исключением из правил. Взлёт певца был стремительным, популярность его росла необыкновенно, у него быстро появились толпы поклонников. И всё же, «улица» не вторгалась в его артистическую судьбу, молва не судачила о нём, не набрасывалась с жадностью на его тайны и дела. Он сам не хотел этого и не искал такой популярности, да и по натуре своей не представлял благодатного материала для досужих пересудов.
Фотографии артиста, сделанные в годы, показывают, как много в нём было поэтичности. Его талант отличался большой тонкостью. Но успех Л. Собинова объяснялся не только чудесным голосом. Его роли требовали ещё и прекрасной внешности артиста. А что это, если не постоянная, непрекращающаяся работа над собой? Перед восхищенным зрительным залом стоял на сцене «элегантный человек, возвышалась отточенная, красивая фигура, оперный герой и его исполнитель сливались в единый, красивый, почти надземный образ, создавалось прекрасное видение, будто возникшее в романтическом сне.