Большую часть жизни Иван Павлович Похитонов (1850–1923) прожил в Европе. В начале 1880-х получил признание своими миниатюрами, преимущественно пейзажными, имел много заказов и персональных выставок. В России стал известен позднее, сотрудничал с художниками-передвижниками. Павел Михайлович Третьяков приобрел 23 картины Похитонова для своей галереи.
Портрет художника И.Е. Репина
Dimensions
12,6x10 cm
Technique
Дерево, масло
Collection
Собрание Алексея Жилина, Москва
Exhibition
3
Open in app#1
Похитонов И.П.
Портрет художника И.Е. Репина
#2
Я всегда восхищаюсь Вашими прекрасными созданиями, они навеки останутся на скрижалях нашего искусства. Мне кажется, в них ясно отражается Ваша чистая, добрая душа,
писал Илья Репин художнику Похитонову в 1896 году
#3
Репин И.Е., Портрет художника Ивана Павловича Похитонова, 1882, Государственная Третьяковская галерея
#4
В 1881 году Альбер Вольф писал во французской газете «Фигаро»: «Необходимо очень внимательно рассмотреть… маленькие картинки на дереве этого мастера. Это чудо, безусловно, самое необыкновенное из того, что меня поразило в живописи».
#11
На протяжении всего творческого пути Похитонова его приемы казались непостижимыми и многим друзьям-художникам. «Волшебством» называл живопись Похитонова В.Н. Бакшеев. О том же говорил и Репин: «Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет — никак не поймешь: счищено, потом опять написано сверху…»
Похитонов И.П., Лес близ Торро дель Греко, 1890, Севастопольский художественный музей им. П.М. Крошицкого,
#6
Похитонов выработал уникальную технику: он тщательно подбирал дощечки красного, лимонного или вишневого деревьев, выравнивал, сушил, шлифовал, покрывал слоем мастики и подолгу «выдерживал». Начиная работу, он накладывал плотный белый или цветной грунт, которому давал высохнуть, полировал его, нанося затем на эту гладкую поверхность первоначальный, достаточно широкий и фактурный, подмалевок. После этого красочный слой просушивался, шлифовался, и начиналась окончательная доработка. Время от времени, давая краскам подсохнуть, Похитонов вновь счищал их, процарапывал в нужных местах и снова прописывал.
#7
Похитонов. И.П., На юге России. Овцы на тырле, 1885, Государственная Третьяковская галерея
По окончании работы он еще раз шлифовал красочный слой, сглаживая случайные неровности и сохраняя лишь имеющие художественный смысл особенности рельефа картин. Он использовал разнообразные мастихины, рыбьи кости, скальпели, измерители; писал, пользуясь лупой.
#8
Про его портреты говорили — «живее самой жизни». На этой крошечной дощечке художнику с ювелирной точностью, как композиционно, так и колористически, удалось передать облик Репина за работой, его устремленный вдаль взгляд, краски на палитре, готовые обрамленные полотна на стене.
#9
Интересно, что в 1882 году на выставке Товарищества передвижников экспонировался портрет Похитонова работы Репина. Вероятнее всего, художники написали друг друга в знак глубокого взаимного уважения и признания.
read morehide
Портрет художника И.Е. Репина
Dimensions
12,6x10 cm
Technique
Дерево, масло
Collection
Собрание Алексея Жилина, Москва
Exhibition
3
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share