Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет царя Алексея Михайловича

Dimensions
126x95 cm
Technique
холст, масло
12
Open in app
#1
Портрет царя Алексея Михайловича
#2
В 1645 году на русский престол взошел Алексей Михайлович Тишайший (1629—1676) — второй царь из династии Романовых, сын Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой.
 
Правителем России стал человек необычайно одаренный: красивый, талантливый, умный, набожный. Ему предстояли громкие победы и кровавые бунты, великие свершения и роковые ошибки.
#3
Проводимые Алексеем Михайловичем реформы во многом определили основные направления будущих преобразований Петра I. Было усовершенствовано русское законодательство, проводились реформа армии по европейскому образцу. Активно усваивались внешние формы западноевропейской культуры, появился профессиональный театр, возникали новые жанры литературы и искусства.
#4
Именно при Алексее Михайловиче в Оружейной палате Московского Кремля была создана живописная мастерская, ориентированная на светские заказы и работу с «живства» (то есть с натуры). Ее штат составляли свыше двадцати мастеров, вышедших из иконописной команды, которых стали именовать царскими изографами. Запечатлевая образы конкретных людей, они использовали традиционные для иконы приемы. Эти первые портреты в русском искусстве получили название парсуна (от латинского persona — персона).
Неизвестный художник. Школа Оружейной палаты. Портрет царя Алексея Михайловича. Вторая половина XVII века. 1680-е (?) годы. ГРМ
#11
Наряду с русскими в Оружейной палате работали приглашенные иностранные художники, благодаря которым отечественное искусство осваивало новую технику масляной живописи на холсте и новые способы отражения реальности.
#5
Исходя из особенностей живописной манеры, «Портрет царя Алексея Михайловича» приписывается неизвестному западноевропейскому мастеру: художник демонстрирует свое умение, свободно владея приемами светотеневой моделировки и передачи разнообразных фактур — тканей, меха, драгоценных украшений. Русская школа живописи в XVII веке такими профессиональными навыками еще не владела.

Однако, новые приемы живописи в значительной мере сосуществуют со сложившейся традицией. Композиция портрета с фигурой, данной в поясном срезе и заключенной в орнаментальный овал, вероятно, восходит к портретным гравюрам в «Титулярниках» — рукописных книгах со сведениями о русских и иностранных титулованных лицах, самый знаменитый из которых был создан в 1672 году. 
#6
Черты традиционной парсунности проявляются также в условно трактованном пространстве, в застыло-торжественном предстоянии героя, в традиционном для иконописи сопровождении изображения надписью. В данном случае фигура царя обрамлена поименованием на латыни его официального титула — «Алексей Михайлович Великий Государь Московии Самодержавно Царствует и Управляет». Датировка 1670 годом предложена Д. А. Ровинским на основании гравюры К. Мейсенса (1646 — ?) для книги «Historia di Leopoldo caesare», изданной в Вене в 1670 году.
#8
Михаил Чоглоков (?). Портрет царицы Натальи Кирилловны. Конец января — начало февраля 1694 (?) года. ГРМ
#9
В последней трети XVII века получил широкое распространение живописный портрет «во успении». В отличие от надгробного изображения, помещенного в среду храма и исполненного в традициях иконописного образа, портрет «во успении», написанный в новой технике маслом, должен был находиться в светских хоромах для памяти потомков.

«Во успении» был написан и портрет царицы Натальи Кирилловны, второй жены Алексея Михайловича, матери Петра I и царевен Натальи и Феодоры. Царский «изограф» Михаил Чоглоков запечатлел Наталью Кирилловну, такой как описали ее современники —
#10
женщиной в самых цветущих летах, росту величавого, с черными глазами навыкате, лицо имела приятное, голос звонкий
#14
Царица овдовела в 31 год, а умерла в 42 года, играя в последние период своей жизни значительную роль в государственных делах.
read morehide

Портрет царя Алексея Михайловича

Dimensions
126x95 cm
Technique
холст, масло
12
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%