В 1870-е годы жанровая картина обретает в своей эволюции новые черты и особенности. Это не просто фиксация на холсте увиденного, «списывание» с натуры бытовых сценок, как это имело место на первом этапе становления. Теперь художники учатся отбирать типичное в повседневной жизни, более серьезно и углубленно осмысливают события, подвигаются к психологической обрисовке характеров.
#1
Фирс Журавлев
Поминки. Уменьшенный вариант картины «Купеческие поминки»
#2
#3
Фирс Журавлев — мастер жанровой живописи, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников, в 1876 году представляет на суд публики полотно «Купеческие поминки».
#4
Фирс Журавлев «Перед венцом»
Как и прочие работы мастера, это детально выписанная картина — окно в позабытую, ушедшую в прошлое жизнь. В русской живописи сложно найти более «говорящие» полотна, которые бы так полно и подробно показывали существующий в то время уклад и обычаи.
#5
Лучшее и значительное созданиее Журавлева, …полное трагизма
Владимир Стасов
#6
Перед нами купеческий дом, парадная комната которого наскоро оформлена для проведения поминок. Богатый интерьер, портреты предков на стенах, роскошные осветительные приборы и стол, заставленный яствами.
#7
За парадным концом стола сидят родственники и духовенство, остальная часть помещения занята пестрой, разношерстной публикой. Многие гостей заметно «перебрали» — критика пьянства вообще характерна для эпохи. В картине отсутствуют анекдотические ноты, но нет и положительных персонажей (важная примета бытового жанра 1870-х годов), напротив, представлено темное купеческое царство, столь ярко описанное в пьесах Александра Островского.
#8
Государственный Русский музей
read morehide
1
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share