Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#2
В «Современном толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой понятие «половик» имеет ряд синонимов: половичок, дорожка, ковёр, коврик, мат.
 
Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.

У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.

Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала.

Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики.
Мы видим, что тканые половики имели прямоугольную форму, а коврики круглую. Ткали половики вручную на ткацких станах, а коврики вязали крючком. Применялись коврики и половики по всему жилищу в самых всевозможных местах.
 
Вход в жилище имеет определенный эклектический смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Половики были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом:

Во-первых, половики-дорожки стелились они в русских избах всегда только вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.

Во-вторых, половой коврик, который стлался у порога, выступал как символ разделения сущности миров дома и улицы. Человек обладает двумя основными состояниями: дом — улица. При входе в дом происходит сдвиг, психологическая ломка, влияние каковой зависит от того, свой ли это дом. Переступающий порог делает конвульсивное движение ногами, как бы вытирая их, интуитивно ожидая под ногами коврик, — это внешнее проявление изменения внутреннего состояния.
 
В-третьих, считалось, что под половик дома, где живёте, нужно положить железный нож или в крайнем случае кусок железа от ведьмы.

В-четвёртых, в праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйка оставляла домовому праздничный гостинец. В поминальные дни его приглашали в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу.

 

Ткацкий станок в старинной России был почти в каждом доме, поэтому девочки учились ткать с детства. Приспособлением для домашнего ткачества служила простая деревянная рама, которую укладывали на небольшие подпорки. На раму параллельно одной из её сторон натягивались нити — основа будущей ткани.

 Ткач или ткачиха протаскивали, или пробирали вручную сквозь нити основы поперечную скрепляющую нить — уток. Уток подбирался под первую нить основы поверх второй, под третью — поверх четвертой, и так далее.
Дорожки чаще ткали на двух нитях, но бытовали и трех-, и четырехнитовые варианты. В основу брали толстые прочные нити — хлопчатобумажные, льняные, конопляные. Для тканья половиков существовали специальные берда с крупными зубьями — «восьмерики», «девятерики». Нити основы в них распределялись с небольшой плотностью, так называемая «однозубица».
 
Искусство изготовления вязаных половиков, возникнув в глубокой древности, прошло многовековую историю и передаётся из поколения в поколение. Наряду с тем, что продолжают развиваться и совершенствоваться технологии изготовления половиков-кружков, уходят в прошлое традиции изготовления домотканых дорожек. Это связано, с одной стороны, с тем, что на смену длинным половикам пришли ковры, паласы и ковровые дорожки, с другой стороны, с тем, что вышли из употребления домашние ткацкие станки.
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%