Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пара лаптей

Dimensions
26x11,5x2,5 cm
Technique
древесина, береста, плетение
0
Open in app
#7
Пара лаптей (левый и правый)
#2
Это плетенные вручную лапти из натуральной бересты, на широкую ногу размера примерно 39-го. После реставрации покрыты лаком, имеют более тёмный и насыщенный цвет.
 
Лапти — обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. Это один из самых древних видов обуви. Костяные кочедыки — крючки для плетения лаптей, археологи находят даже на неолитических стоянках.
 
В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия».
 
И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

#3
Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение или «прямую решетку». Если в Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространённые в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.
 
Способы плетения лаптей были разные. Например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из бересты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.
Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям! Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — тогда специальных мастерских еще не было.

#4
Существовали целые артели плетеньщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево, зачастую его просто рубили. Отсюда пошло выражение «ободрать как липку».
 
Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в тёплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

#5
Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.
Лапти упоминаются в произведениях А.П. Чехова: это рассказы «Попрыгунья», «Пересолил», «Налим», в повести «Степь» и в записных книжках.
read morehide

Пара лаптей

Dimensions
26x11,5x2,5 cm
Technique
древесина, береста, плетение
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%