Истинный возраст русской вышивки установить очень трудно, но дошедшие до нас образцы датируются XIX–XX веком. Это было время, когда не было ни письменности, ни христианских молитв.
В ту далекую эпоху женщины вышитым крестиком обращались к языческим богам с просьбой защитить себя и своих близких от горя и напастей. Такая вышивка носила сугубо сакральный смысл.
Геометрическая вышивка — более древняя. В ней гораздо меньше смысловой нагрузки, чем в более предметных узорах. Очень часто в русской вышивке встречается фигура ромба, которая ассоциировалась с плодородием. Ромб с крючком — это чертополох, имевший защитную функцию.
Зигзагообразная линия обозначала воду, сила которой могла повлиять на плодородность почв. Птицы или павы символизировали добро и долголетие, а солнце — источник силы, позже оно стало олицетворением православного бога.
Традиционная вышивка — это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбирались лучшие образцы, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Славяне вышивали, в основном, красными нитками по белому полю. «Красный» в русском языке созвучен слову «красивый», они имеют один корень. Это — цвет жизни, процветания, который защищал от нечисти, придавал силы и так далее. Он также символизировал солнце, огонь, кровь, победу, любовь, красоту. На женской и мужской одежде красный цвет часто сочетался с черным, символизирующим вечный покой, чернозем, плодородную землю, которую ласково величали «матушкой-кормилицей». Так же были популярны золотой, белый, синий и другие цвета. Зеленый олицетворял растительный мир окружающей природы, изобилие, надежду, спокойствие, радость и свободу. Белый — духовное начало, чистоту. Материалы напрямую зависели от достатка мастерицы или от достатка заказчика. Нити вышивки бывали шерстяными, льняными, хлопковыми, а также металлическими. Женщины расписывали крестом одежду, обувь, простыни, занавесы, полотенца. Каждый узор и любая его черточка были наполнены особым смыслом.
Геометрическая вышивка — более древняя. В ней гораздо меньше смысловой нагрузки, чем в более предметных узорах. Очень часто в русской вышивке встречается фигура ромба, которая ассоциировалась с плодородием. Ромб с крючком — это чертополох, имевший защитную функцию.
Если говорить о предметной вышивке, то дерево могло обозначать символ жизни. Позже оно стало ассоциироваться с православием, и к дереву стали добавлять рисунок креста. Фигура коня обыкновенно использовалась для изображения кого-нибудь из языческих богов.
Зигзагообразная линия обозначала воду, сила которой могла повлиять на плодородность почв. Птицы или павы символизировали добро и долголетие, а солнце — источник силы, позже оно стало олицетворением православного бога.
Традиционная вышивка — это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбирались лучшие образцы, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.