Этюд «Осенние сумерки» относится к раннему мстерскому периоду в творчестве Владимира Яковлевича Юкина и раскрывает характерные черты произведений основателей Владимирской школы живописи конца 1940-х — первой половины 1950-х гг. Это было время формирования фундамента, на котором впоследствии были построены основные принципы художественного явления, получившего широкое признание.
Молодые живописцы опирались на традиции русской реалистической живописи, наследованные от их преподавателей. Ким Бритов получил первоначальные навыки в студии Чеснокова Сергея Михайловича (1890–1965), затем во Владимире у профессора, художника, реставратора, искусствоведа Николая Петровича Сычева (1883–1964). Владимир Яковлевич Юкин до войны учился в Ивановском училище, где среди его преподавателей был, например, Михаил Семенович Пырин (1874–1943), маститый художник-педагог.
Мстерский период в творчестве В.Я. Юкина был необычайно продуктивным. Работая преподавателем в Мстёрской хдожественной профтехшколе и ведя студию, он много работал на пленэре и в мастерских со своими учениками.
В
это время художник впервые участвовал двумя жанровыми работами в областной
художественной выставке, его пейзажи вошли в экспозицию республиканской
выставки в Москве, а картина «Весна», представленная на ней, была удостоена
Диплома Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР. Это была первая
награда, окрылившая на дальнейшие творческие успехи и оставшаяся в памяти
самого художника, как важный этап признания его достижений.
В этюде «Осенние сумерки» В.Я. Юкин обращается к классической реалистической передаче свето-воздушной среды и пространства. Дальний план с обобщенными формами деревьев мягко погружается в глубину. Композиционно это подчеркивается уходящей к горизонту дорогой.
Колорит этюда построен на сближенных тонах и сложных оттенках. Сдержанные цветовые отношения вечернего состояния природы с нависающими облаками и небольшим просветом почти у горизонта передают зрителю лиричное настроение автора и напоминает этюды классиков русского пейзажа второй половины XIX — первой половины XX века.
Подобные работы вполне соотносились с художественным уровнем целой плеяды мастеров, работающих на владимирской земле, и не выбивались из рамок требований социалистического реализма.