Шкатулка является образцом мстёрской лаковой миниатюры. На её крышке изображена оборона города. Сюжет представляет собой обобщенный образ борьбы русского народа против монголо-татарского нашествия. В композиции изображены русские воины — богатыри в доспехах в момент сечи.
#1
Антоновский Н.И.
Шкатулка «Оборона города»
#2
#3
С XIV века Мстёра была одним из центров русской иконописи, с середины XVIII века появились так называемые «мелочные письма» — иконы с миниатюрными сценами и множеством деталей. В 1930-е годы после Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки получило развитие изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью. Первоначально бывшие иконописцы объединились в 1923 году в «Артель древнерусской живописи». В 1931 году образовалась артель «Пролетарское искусство», впоследствии ставшая фабрикой. Именно после выставки было принято решение изготавливать коробочки из папье-маше. Живопись выполнялась темперными красками, приготовленными на основе яично-желтковой эмульсии.
#4
Последовательность приёмов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится нанесение композиции. После этого начинается детальная длительная роспись. За ними следуют «плави» — приведение цвета к единству. Заканчивается письмо «бликовкой» белилами, либо творёным золотом. Готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется.
#5
Характерными особенностями мстёрской живописи являются ковровая декоративность, разнообразность и утончённость колористических оттенков с единством общего тона композиции. Для придания изделиям праздничного вида художники намеренно избегали чёрного тона. Мстёрская живопись имеет характер своеобразного панно. В тематике преобладают русские сказки, былины, бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники.
read morehide
Оборона города
Dimensions
41x59 cm
Technique
папье-маше, лак, темпера
Exhibition
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share