«Нищая» — скромный рисунок, написанный в 1911 г. непревзойденным мастером реалистической живописи Григорием Григорьевичем Мясоедовым (1834-1911) — одним из крупнейших представителей передвижничества старшего поколения. Еще в бытность воспитанником Академии художеств он ввел в свои произведения народ, показал колоритные фигуры и типы простых людей, специфику окружающей их среды.
1 / 4
#1
Мясоедов Г.Г.
Нищая
#2
#3
Мясоедов родился в семье обедневшего дворянина Тульской губернии и не понаслышке был знаком с трудностями простой крестьянской жизни. В нужде он провел и студенческие годы.
И. Н. Крамской. Портрет художника Г. Г. Мясоедова. 1872 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
#4
Во время обучения за рубежом молодой живописец познакомился с памятниками мировой художественной культуры и искусством Европы того времени. В эпоху расцвета критического реализма главной своей задачей европейские художники считали правдивое изображение повседневной жизни страдающих и обездоленных людей. На их примере Мясоедов убедился в необходимости приблизить искусство к зрителю и решил в своем творчестве противопоставить «живое» искусство строгим постулатам академизма. Так родилась идея создать знаменитое объединение передвижников.
#5
Земство обедает. 1872 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Расцвет в творчестве художника пришелся на 1870–1880-е гг. Мясоедов сумел поднять в работах этого времени проблемы большой общественной значимости, и в раскрытии острых социальных противоречий проявилась вся сила таланта мастера. Его «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» было отмечено большой золотой медалью. За работу «Заклинание» мастер удостоился звания академика. А картины «Уездное земское собрание в обеденное время» и «Чтение манифеста от 19 февраля 1861 года» принадлежат к числу лучших полотен русской реалистической школы.
#9
Весной (Лесной ручей близ Полтавы). 1890 г. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
#6
Мясоедов был рьяным сторонником реализма и категорически отвергал новые веяния в искусстве, в частности, импрессионизм. Из-за возникших разногласий в 1876 г. он оставляет Товарищество передвижных художественных выставок. И с этого времени искусствоведы отмечают начало спада в его творчестве. Мясоедов пишет пейзажи, пробует работать в графической технике, создавать театральные декорации и эскизы к спектаклям. Но фактически для него наступает время отверженности.
Тем не менее Мясоедов навсегда вошел в историю русского реалистического искусства как подлинный мастер крестьянского жанра.
Тем не менее Мясоедов навсегда вошел в историю русского реалистического искусства как подлинный мастер крестьянского жанра.
read morehide
Нищая
Dimensions
22,5x21,5 cm
Technique
бумага, тушь, гуашь
Collection
Exhibition
4
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share