Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Никитенко Александр Васильевич

Dimensions
30,3x20 cm
0
Open in app
#1
Никитенко Александр Васильевич
#2
Александр Васильевич Никитенко — мемуарист и критик, доктор философии, историк литературы, цензор, профессор Санкт-Петербургского университета, действительный член Академии наук. На протяжении многих лет вёл обстоятельный дневник, который служит первостепенным источником относительно литературной и общественной жизни середины XIX века. Происходил из украинских крепостных графа Н.П. Шереметева, живших в слободе Алексеевка Бирюченского уезда. Родился 12 марта 1804 года. Отец его, Василий Михайлович, благодаря хорошему голосу, попал в певческую капеллу графа, предварительно окончив существовавшую при ней начальную школу, во время пребывания в которой приобрел разнородные познания, далеко превышавшие его положение, в частности, выучился французскому языку; был старшим писарем в вотчинной конторе графа Шереметева, старался «действовать по совести», за что постоянно претерпевал разные гонения и, наконец, был сослан в дальний Гжатский уезд Смоленской губернии, в деревню Чуриловку. Смог устроить своего десятилетнего сына в Воронежское уездное училище, где тот учился три года и обратил на себя внимание училищного начальства и некоторых влиятельных лиц в городе. Но продолжать обучение не мог, так как доступ в гимназию ему, как крепостному, был закрыт; юноша был так огорчён, что в течение ряда лет лелеял мысль о самоубийстве.
#3
Давал частные уроки и оказался в Острогожске, где стал постоянным участником собраний офицеров первой драгунской дивизии. Представленный начальнику дивизии генералу Юзефовичу, Никитенко приобрёл его расположение и был приглашён к нему в дом в качестве его личного секретаря и учителя его племянницы. Много путешествовал с Юзефовичем по Малороссии. В 1822 году вернулся в Острогожск, где получил право преподавать в уездном училище. Когда здесь открылось отделение «Библейского общества», его секретарём был избран Никитенко. Он выдвинулся речью на торжественном собрании в 1824 году, о которой было доложено президенту общества князю А. Н. Голицыну — и вскоре, с помощью В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева, Никитенко получил вольную и был вызван в Санкт-Петербург. По рекомендации Рылеева поселился у декабриста Е. П. Оболенского, для воспитания его младшего брата. В 1825 году, благодаря содействию князя Голицына, поступил на философско-юридический факультет Петербургского университета без вступительного экзамена и получил от министерства народного просвещения значительное денежное пособие. Едва избежал ссылки, будучи уличён в «знакомстве» с декабристами, но в 1828 году благополучно кончил кандидатом университетский курс. Ему было предложено учиться в Профессорском институте при Дерптском университете, но он отказался, поскольку не пожелал давать обязательство последующей четырнадцатилетней службы на профессорской должности в университете.
#4
В 1826 году появилась его первая статья: «О преодолении несчастий» в «Сыне отечества», за которую Никитенко был обласкан Гречем и Булгариным и вошёл в доверие к попечителю учебного округа К. М. Бороздину, взявшего его в секретари. По поручению Бороздина Никитенко написал примечания к новому цензурному уставу. С 1830 года читал лекции по политэкономии в Санкт-Петербургском университете. После неудачных попыток занять кафедру естественного права и политической экономии, Никитенко с 1832 года стал адъюнктом по кафедре русской словесности, с 1834 года — экстраординарным профессором, с 1850 года — ординарным профессором. Преподавал также в Аудиторской школе (1833—1839), офицерских классах Артиллерийского училища (1835—1838), Римско-католической духовной академии (1843—1877), Екатерининском институте и Александровском училище (1848—1857).
#5
Редактировал в 1839–1841 годах журнал «Сын отечества», в 1847–1848 гг. «Современник». В 1837 году получил степень доктора философии за диссертацию «О творческой силе в поэзии или поэтическом гении». В 1853 году избран членом-корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности, с 1855 ординарный академик по тому же Отделению. Служа в цензуре, Никитенко постоянно писал проекты её уставов, инструкции или примечании к ним, в «мартинистском», по словам Булгарина, то есть сравнительно либеральном духе.
#6
С восторгом приветствовал Никитенко эпоху Великих реформ, характеризуя себя «умеренным прогрессистом». В 1859 году Никитенко вступил членом в негласный комитет над цензурой и ревностно хлопотал об интересах литературы и о превращении чрезвычайного и временного учреждения в постоянное и регулярное, в виде «главного управления цензуры» при Министерстве народного просвещения. Это ему, отчасти, удалось, но неожиданным ударом для Никитенко было перевод «главного управления» в Министерство внутренних дел. В конце 1850-х годов Никитенко редактировал «Журнал Министерства народного просвещения»; был членом, а с 1857 года — председателем Театрального комитета. Окончил свою карьеру тайным советником; умер в Павловске 21 июля 1877 года.
#7
Из работ по истории литературы наиболее известны его «Речь о критике» (1842 г.) и «Опыт истории русской литературы. Введение» (1845 г.). По характеристике СИЭ, «учёные труды и критические выступления Никитенко отличались эклектизмом, отсутствием ясной концепции и успехом не пользовались». Дневник Никитенко был напечатан в 1889–1892 гг. и в XX веке переведён на некоторые иностранные языки. К отдельному изданию 1893 года были приложены воспоминания «Моя повесть о самом себе», которые также неоднократно переиздавались.
read morehide

Никитенко Александр Васильевич

Dimensions
30,3x20 cm
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%