Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Не замай!

Dimensions
203x153 cm
Technique
Холст, масло
3
Open in app
#1
М. А. Ананьев с оригинала В.В.Верещагина
Не замай! Дай подойти!
#2
Верещагин — явление, высоко поднимающее дух русского человека.
И.Н.Крамской
#4
Серию из 20 картин «1812 год» известнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин написал в 1887–1900 годах. Он говорил, что своей работой стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен». Свои взгляды на историю Отечественной войны 1812 года, на роль М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли, на исход Бородинского сражения, пожар Москвы и др. художник изложил также в одноименной книге и в пояснениях к каталогу серии.
#3
В.В. Верещагин
Я не задавался целью писать в строгом смысле «историю» кратковременных завоеваний Великой армии в России. Имея надобность ознакомиться, для моих картин, с личностью и образом действий Наполеона, в 1812 году, я выписал из свидетельств очевидцев и современников то, что показалось мне наиболее характерным, в уверенности, что эти заметки будут небезынтересными и для общества.
В.В.Верещагин
#5
Ярко выраженный патриотизм и эмоциональность монументальных картин этой серии сделали ее очень популярной. К 100-летию и 150-летию войны 1812 года выходили многочисленные издания открыток и альбомов с изображениями картин В. В. Верещагина, их воспроизводили в эстампах, художники создавали живописные копии. Одна из них была написана специально для Музея-панорамы «Бородинская битва» Заслуженным и Народным художником РФ Михаилом Ананьевичем Ананьевым.
#6

Народные воины

#7
Крестьяне в лесу
«Нередко с партией ходил сам старый батюшка, когда в подряснике, а когда, при морозах, в полушубке, и всегда с крестом в руках, что придавало народу смелость и уверенность.»
В.В. Верещагин
#8
Момент, воспроизведенный здесь художником, относится к тому крайне важному обстоятельству, которое под именем народной войны сыграло выдающуюся роль при изгнании французов из России. Попутно надо заметить, что народную войну отнюдь не следует смешивать с партизанской. В последней принимают участие правильно организованные воинские отряды, скованные обычной военной дисциплиной, состоявшие под начальством определенных лиц и не теряющие связи с главными силами армии… 

…Жители всех деревень в районе неприятельского похода, оставив полевые и прочие работы, покинув на руки женщин все домашнее хозяйство, перешли к выслеживанию французов. Вооружились чем попало. У кого было ружье, хотя бы плохенькое, шел с ружьем, у кого — топор, — с топором, другой брал косу, третий — медвежью рогатину, четвертый — нож, иной просто толстую дубину, и с таким разнокалиберным, примитивным оружием русские крестьяне, скрываясь по лесам, пробираясь по им одним известным тропам, выслеживали неприятеля. Дело облегчалось тем, что французская армия, чем дальше отходила от Москвы, тем все более и более теряла всякий порядок, превращаясь многими своими частями в совершенно спутанную орду. Отдельные различные по численности группы, отбившись от главного отряда, не слушая никаких приказаний, теряли дорогу и блуждали зачастую совершенно наугад. В этом блуждании они и натыкались на наши крестьянские отряды, которые и забирали всех неприятелей в плен; кто же пытался сопротивляться, тех избивали без всякой пощады.
Э. С. Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г.: Альбом репродукций в красках по картинам известных художников и пояснительным текстом / Под ред. Божерянова И.Н. СПб: С. М.Прокудин-Горский и К. П. Лаурсон, 1911
#9

Не чая беды

#10
Французы в лесу
»…прибежали, запыхавшись, два полуодетые солдата и рассказали со смертельным страхом, что они вечером, чтоб поискать пищу, свернули с дороги в сторону, но в одной деревне на них напали с пиками и топорами вооруженные крестьяне и окружили их; большинство их товарищей были заколоты на месте, и только они с большим трудом избегли опасности».

Генрих-Ульрих-Людвиг Роос, доктор медицины, старший врач кавалерийского полка Великой армии
#11
Французы бредут по дороге, голодные, усталые, продрогшие, оцепенелые от отчаяния, охватившего их на этом безконечном пути от Москвы к родине, желанной, дорогой родине, такой еще далекой… Сколько еще надо вытерпеть, пока туда доберешься, сколько опасностей, сколько кровавых неожиданностей подстерегают их на каждом шагу, всякая лесная чаща, каждое дерево в ней сулят им нечаянную беду. Вот и теперь: они идут, они не подозревают, что таится вон за этими густыми, тяжело осыпанными снегом ветвями… А там уже выражают нетерпение, и более рьяные готовы броситься. Но…
Э. С. Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г.: Альбом репродукций в красках по картинам известных художников и пояснительным текстом / Под ред. Божерянова И.Н. СПб: С. М.Прокудин-Горский и К. П. Лаурсон, 1911
#13

Семен Архипович

#12
Староста Семен Архипович
«Семен Архипович был старостой в одной из деревень Смоленской губернии, Красненского уезда; деревня эта находилась в верстах 40 от большой Смоленской дороги».
В.В.Верещагин
#14
Староста знает, что делает. Он, как опытный охотник, не раз, быть может, один на один ходивший с рогатиной на медведя, хорошо знает, что чем ближе подпустить к себе врага, тем вернее можно нанести удар, была бы в этот момент тверда как железо рука. И вот стоит он — весь ожидание, олицетворение спокойствия и выдержки. Еще миг и он подаст сигнал, внезапно захрустят ветки, посыплется во все стороны снег, и, как гром среди ясного неба, ниспадет на головы ничего не подозревающих французов неожиданный удар. И сколько таких сцен разыгралось в ту бедственную пору на широкой Руси, про то ведали лишь сосны, да ели, да зимнее небо над ними… И этот красивый старик, изображенный на картине Верещагина, скольких французов забрал в плен?..
Э. С. Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г.: Альбом репродукций в красках по картинам известных художников и пояснительным текстом / Под ред. Божерянова И.Н. СПб: С. М.Прокудин-Горский и К. П. Лаурсон, 1911
#15
Сии крестьяне заслуживают особливого внимания, ибо они под присягой соединились для общего своего защищения с тем, что положено наказание на случай, ежели бы нашелся трус. Сии почтенные крестьяне успели уже истребить много французов.
Генерал-майор М. А. Милорадович
#16
read morehide

Не замай!

Dimensions
203x153 cm
Technique
Холст, масло
3
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%