Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором главными объектами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа. Однако птицы, животные или люди в натюрморте по замыслу художника играют второстепенную роль, лишь дополняют основной мотив картины.
#2
#3
Ян Брейгель Младший.
Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде.
Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде.
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV–XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в.
#9
Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
#4
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.
Иван Хруцкий «Цветы и плоды».1839 г.
#5
Начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.
В 1930–1940-е годы это развитие приостановилось, но уже с середины 1950-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.
#6
Н.А. Пешкова
Н.А. Пешкова была членом союза художников СССР. Учиться живописи начала в Италии вместе с мужем, в творческой обстановке горьковского особняка, где отдыхали и художник Валентина Ходасевич, и Бенуа. Ее любимым жанром был портрет, но рисовала она в разных направлениях: пейзажи, рисунки, карандашные наброски, натюрморт.
На выставке представлен один из ее натюрмортов — «Натюрморт с грибами», написанный в середине ХХ века. На картине представлены дары природы, кроме грибов изображены: яблоки, перцы, гранат, груши. Данный натюрморт передан музею на временное хранение семьей Пешковых (хранится в семье Екатерины Александровны Пешковой).
#8
Сотрудники музея на выставке «Пинакотека Пешковых в интерьере времени» продемонстрировали макет к натюрморту, где представлены все предметы с подлинной картины, выполненные студентами декорационного отдела Нижегородского театрального училища.
макет натюрморта
#10
Пешковы
read morehide
Натюрморт с грибами
Dimensions
55x69 cm
Technique
живопись; холст, масло
Exhibition
2
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share