Владимир Малагис — советский художник, работавший с 1918 года в Ленинграде. Картину «На смерть Клары Цеткин» нельзя назвать традиционным автопортретом. Автор ставит здесь особенную задачу: показать тот редкий момент, в который мы ясно осознаем историческую значимость произошедшего на наших глазах события.
1 / 2
#1
Владимир Малагис
На смерть Клары Цеткин
#2
#4
Владимир Малагис «Автопортрет»
#3
В данном случае это смерть выдающегося современника — немецкого политика, левого гуманиста и феминистки Клары Цеткин. Она умерла 20 июня 1933 году в эмиграции, в Советском союзе, в подмосковном Архангельском. Думается, что в это время её имя еще не превратилось в идеологический штамп, а живой творческий отклик на её смерть кажется вполне искренним.
#5
Фрагмент картины «На смерть Клары Цеткин»
Чтобы рассказать историю, художник дополняет автопортрет натюрмортом. Мы видим стол, на нем газету «Правда» с фотографией и заголовком «Умерла Клара Цеткин».
#6
Сам же художник показан в отражении зеркала. Зритель может представить себе, как оторвавшись от чтения, автор задерживает взгляд на своем собственном нечетком отражении. В этот момент мысли о чьей-то конкретной смерти приобретают характер отвлеченной меланхолической задумчивости, становятся все более абстрактными.
#7
Так же и со зрителем: когда исторический контекст отходит для нас на второй план, картина получает отчетливое аллегорическое звучание, подчеркнутое изображением часов на стене: «у каждого свой час» — и у стоящего перед зеркалом, и у стоящего перед картиной.
#8
Государственный Русский музей
read morehide
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share