Б. Н. Карпов работал в разных жанрах, писал пейзажи и натюрморты, но известен стал портретами советских политических деятелей, в том числе и И. В. Сталина. Переехав в 1938 г. с родной Украины в Москву, создавал портреты знаменитостей и простых тружеников — передовиков производства. Владимиро-Суздальский музей хранит в своем собрании три таких портрета: «Колхозница» (1955 г.), «Пчеловод» (1967 г.), «Механизатор» (1969 г.).
#14
#9
#11
За каждым из этих изображений — судьба конкретного трудящегося на земле человека. Небольшой формат говорит о том, что они, скорее, были этюдными, может быть, даже натурными. Внимательное отношение художника к моделям выразилось в том, что и без дополнительного наименования зритель без труда определит занятие колхозника: у механизатора за спиной виден фрагмент не только трактора, но и прицепленного к нему навесного орудия. Пчеловод с сотовой рамкой в руках. А в колхознице мы опознаем доярку или птичницу, для которых обязательной формой были белые халаты и косынки. И везде — радостное голубое небо с белыми облаками, сияющими в солнечных лучах.
#12
Совсем с другой атмосферой работа, написанная художником в годы войны. Созданная в 1943 г. картина «На пепелище» передает горечь утрат старой женщины, неся в себе эпическое звучание трагедии и скорби миллионов людей, чью мирную жизнь разрушила война. Сильное эмоциональное воздействие картины достигнуто выразительным колористическим решением и способностью мастера убедительно передать дым и зарево пожара родного очага. Особой деталью предстает узелок с фотографией на коленях старушки, ставший самым главным и ценным, что ей удалось спасти. Поразительно выписано лицо женщины в огненных отсветах пожара: на нём спокойствие безысходности, когда уже не из-за чего суетиться, отрешенный взгляд человека, который потерял всё.
#16
Образ настолько узнаваем, что люди старшего поколения называют картину «Мать», имея в виду всех матерей и жен, которые потеряли в огне войны близких. Один из посетителей музея оставил в книге отзывов стихотворный:
#17
Взглянув в глаза, потупленные книзу,
Я поразился горем беспросветным.
Как будто похоронку получила мужу, —
Схоронен где-то он не мытым, не отпетым…
Я поразился горем беспросветным.
Как будто похоронку получила мужу, —
Схоронен где-то он не мытым, не отпетым…
А. Мазовецкий. 06.01.2018
#15
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
read morehide
На пепелище
Dimensions
137x92 cm
Technique
холст, масло
Collection
Exhibition
17
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share