Интересным образцом немецкой трофейной техники, захваченной партизанами и позднее переданной в музей, является мотоцикл «Триумф» выпуска 1942 года. Несмотря на утрату некоторых деталей мотоцикл сохранил подлинную окраску периода войны. Тогда поверх заводской тёмно-зелёной краски были нанесены для маскировки пятна жёлтого цвета. Кроме того на левой стороне бензобака сохранилась эмблема дивизии — железный стилизованный кулак в красном поле щита, а так же тактические обозначения подразделения на щитке заднего колеса. Эти графические изображения помогли безошибочно определить точное место службы этого мотоцикла в немецкой армии.
Эмблема принадлежала 78-й штурмовой дивизии Вермахта. Это подразделение было особым и уникальным в своём роде. Дивизия была сформирована в августе 1939 года в Штутгарте.
Первоначально называлась 78-я пехотная дивизия. Комплектовалась она уроженцами провинции Баден — Вюртемберг и её первоначальной эмблемой было стилизованное изображение Ульмского собора. Эта дивизия принимала участие в боях под Минском, Ельней, Вязьмой и битве под Москвой.
После боёв под Ржевом, в 1943 году она была переформирована. Её состав был дополнен большим количеством самоходной артиллерии, а пехотные полки получили большое количество средств усиления. Тогда же дивизия получила и новоназвание — штурмовая и новую эмблему «Панцерфауст» — бронированный кулак.
Летом 1943 года 78-я штурмовая дивизия Вермахта приняла участие в боях на северном участке Курской дуги. После поражения немцев в этом сражении, с осени 1943 года занимает оборону на участке «Восточного вала» — линия «Пантера» под Оршей. Здесь дивизия в течение осени и зимы 1943–1944 гг. успешно отбивает удары Советских войск. На этих же позициях она была полностью разгромлена наступающими подразделениями Красной Армии в конце июня 1944 года в ходе начавшейся операции « Багратион».
Тактические знаки на щитке заднего колеса обозначают принадлежность мотоцикла к 3-й батарее лёгких несамоходных орудий из состава 293-го зенитно-артиллерийского дивизиона.
В частях Вермахта подобные одноместные мотоциклы использовались, как правило, для связи. На них курьеры доставляли письменные донесения и пакеты.
Обстоятельства захвата этого мотоцикла партизанами неизвестны, скорее всего это произошло в конце июня 1944 года, когда подразделения особого партизанского соединения «13» вели бои на территории Могилёвской области с отступающими немецкими войсками. Некоторое время мотоцикл использовался штабом соединения и прибыл в Смоленск с подразделениями ОПС «13» 23 июля 1944 года.
Летом 1943 года 78-я штурмовая дивизия Вермахта приняла участие в боях на северном участке Курской дуги. После поражения немцев в этом сражении, с осени 1943 года занимает оборону на участке «Восточного вала» — линия «Пантера» под Оршей. Здесь дивизия в течение осени и зимы 1943–1944 гг. успешно отбивает удары Советских войск. На этих же позициях она была полностью разгромлена наступающими подразделениями Красной Армии в конце июня 1944 года в ходе начавшейся операции « Багратион».
Тактические знаки на щитке заднего колеса обозначают принадлежность мотоцикла к 3-й батарее лёгких несамоходных орудий из состава 293-го зенитно-артиллерийского дивизиона.
В частях Вермахта подобные одноместные мотоциклы использовались, как правило, для связи. На них курьеры доставляли письменные донесения и пакеты.
Обстоятельства захвата этого мотоцикла партизанами неизвестны, скорее всего это произошло в конце июня 1944 года, когда подразделения особого партизанского соединения «13» вели бои на территории Могилёвской области с отступающими немецкими войсками. Некоторое время мотоцикл использовался штабом соединения и прибыл в Смоленск с подразделениями ОПС «13» 23 июля 1944 года.