«В 1837–1838 гг. псковский землемер И.С. Иванов издал два выпуска «Галереи видов города Пскова и его окрестностей» с обширными «живописно-историческими» описаниями. На камень рисунки И.С. Иванова весьма профессионально перевел столичный литограф П.А. Александров. Иванов включил в издание изображения пушкинских мест — Святогорского монастыря и сельца Михайловского, а также самого Пскова и его окрестностей, хорошо известных поэту.
По-видимому, Иванов вначале предполагал ограничить содержание «Галереи» лишь видами Пскова и исторических памятников губернии, но затем, под влиянием друзей Пушкина и членов опекунского совета, начавших хлопоты об изображении и описании пушкинских мест, изменил свой план.
Весной 1837 г. опекунский совет над детьми и имуществом Пушкина начал хлопоты об устройстве памятника на могиле поэта. 31 марта 1837 г. М.Ю. Виельгорский обратился с письмом к псковскому губернатору А.Н. Пещурову:Не найдется ли порядочного живописца в Псковской губернии, который бы взялся за условную плату снять два вида: один могилы Пушкина, находящейся в Святогорском монастыре, а другой вид домика, находящегося в селе Михайловском, где живал покойный Александр Сергеевич.
В ответном письме Пещуров говорил о возможности исполнить эту просьбу, но «не прежде, как летом, ибо вид будет несравненно приятнее <…>». Через год, 19 апреля 1838 г. Пещуров, отвечая на запрос Г.А. Строганова, писал: «что касается до снятия видов могилы Пушкина и домика в сельце Михайловском, то виды сии готовы были еще прошедшим летом, и я посылал занимавшегося оными псковского губернского землемера Иванова к графу Виельгорскому, который, как сказывал мне Иванов, одобрил их. Один экземпляр сих видов при сем имею честь представить. 12 мая 1838 года Виельгорский благодарил Пещурова и просил его «довершить труд сей, уведомив опекунство: что следует заплатить снявшему те виды землемеру Иванову».
В переписке Пещурова с опекунством речь шла о литографированных изображениях пушкинских мест, сами же рисунки были сделаны, очевидно, в конце весны.
- «Святогорский монастырь, основанный в 1561 году, с изображением могилы А.С. Пушкина»;
- «Сельцо Михайловское А.С. Пушкина, состоящее в Опочецком уезде, от Святогорскоrо монастыря в 3-х верстах».
К каждой литографии было приложено описание на отдельном листе:
Вид сельца Михайловскоrо (тетр. II, л. 4) снят от опушки парка и начинающейся от нее дороги в Тригорское. В центре — дом поэта с прилегающими к нему постройками: справа — флигель и людские избы, слева — баня — домик, в котором, по преданию, жила Арина Родионовна. Большое внимание на литографии уделено дому Пушкина. Ясно видно, что дом деревянный, на каменном фундаменте, имеет шесть окон по фасаду и крыльцо посредине. Близ него растут невысокие молодые деревья и кусты. Перед домом — двор с большим круглым газоном в центре, огороженный невысоким забором. Пейзаж оживлен присутствием людей. У Сороти пастух пасет стадо. По дороге к усадьбе идут возвращающиеся с покоса мужики и бабы, с косами и граблями. Впереди них, тяжело опираясь на посох, бредет старик. По направлению к дому движется коляска, в ней две женские фигуры. Навстречу им от дома верхом на коне в широкополой шляпе, с хлыстом в руке едет мужчина. Очевидно, это Пушкин, направляющийся в Тригорское, и его тригорские соседки (две женские фигуры в коляске — вероятно, Осипова с одной из ее дочерей), которые, не дождавшись поэта к себе, приехали к нему в Михайловское.
Когда Михайловское восстанавливалось после разрушений военного времени, именно литография П.А. Александрова по рисунку И.С. Иванова стала тем документом, по которому реконструированы не только господский дом, но и усадебные флигели.