Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
До 1837 г. изображений Михайловского нам неизвестно. Лишь смерть поэта и его похороны в Святогорском монастыре послужили причиной фиксации видов Михайловского и Святогорского монастыря средствами графики. Историю их создания подробно рассматривает Н.И. Грановская (Пушкин и его время, вып.1. С. 516). Излагаем эту историю с сокращениями:
#2

«В 1837–1838 гг. псковский землемер И.С. Иванов издал два выпуска «Галереи видов города Пскова и его окрестностей» с обширными «живописно-историческими» описаниями. На камень рисунки И.С. Иванова весьма профессионально перевел столичный литограф П.А. Александров. Иванов включил в издание изображения пушкинских мест — Святогорского монастыря и сельца Михайловского, а также самого Пскова и его окрестностей, хорошо известных поэту.


По-видимому, Иванов вначале предполагал ограничить содержание «Галереи» лишь видами Пскова и исторических памятников губернии, но затем, под влиянием друзей Пушкина и членов опекунского совета, начавших хлопоты об изображении и описании пушкинских мест, изменил свой план.

Весной 1837 г. опекунский совет над детьми и имуществом Пушкина начал хлопоты об устройстве памятника на могиле поэта. 31 марта 1837 г. М.Ю. Виельгорский обратился с письмом к псковскому губернатору А.Н. Пещурову:
#3

Не найдется ли порядочного живописца в Псковской губернии, который бы взялся за условную плату снять два вида: один могилы Пушкина, находящейся в Святогорском монастыре, а другой вид домика, находящегося в селе Михайловском, где живал покойный Александр Сергеевич.

#4

В ответном письме Пещуров говорил о возможности исполнить эту просьбу, но «не прежде, как летом, ибо вид будет несравненно приятнее <…>». Через год, 19 апреля 1838 г. Пещуров, отвечая на запрос Г.А. Строганова, писал: «что касается до снятия видов могилы Пушкина и домика в сельце Михайловском, то виды сии готовы были еще прошедшим летом, и я посылал занимавшегося оными псковского губернского землемера Иванова к графу Виельгорскому, который, как сказывал мне Иванов, одобрил их. Один экземпляр сих видов при сем имею честь представить. 12 мая 1838 года Виельгорский благодарил Пещурова и просил его «довершить труд сей, уведомив опекунство: что следует заплатить снявшему те виды землемеру Иванову».

#5

В переписке Пещурова с опекунством речь шла о литографированных изображениях пушкинских мест, сами же рисунки были сделаны, очевидно, в конце весны.


Не исключена возможность, что они были сделаны и для Осиповой тем же Ивановым. Две его зарисовки (Святогорский монастырь и сельцо Михайловское) были литографированы и включены в выпуски «Галереи». 
#6
Их полные названия:
#7
  • «Святогорский монастырь, основанный в 1561 году, с изображением могилы А.С. Пушкина»;
  • «Сельцо Михайловское А.С. Пушкина, состоящее в Опочецком уезде, от Святогорскоrо монастыря в 3-х верстах».
#8

К каждой литографии было приложено описание на отдельном листе:

#12

Вид сельца Михайловскоrо (тетр. II, л. 4) снят от опушки парка и начинающейся от нее дороги в Тригорское. В центре — дом поэта с прилегающими к нему постройками: справа — флигель и людские избы, слева — баня — домик, в котором, по преданию, жила Арина Родионовна. Большое внимание на литографии уделено дому Пушкина. Ясно видно, что дом деревянный, на каменном фундаменте, имеет шесть окон по фасаду и крыльцо посредине. Близ него растут невысокие молодые деревья и кусты. Перед домом — двор с большим круглым газоном в центре, огороженный невысоким забором. Пейзаж оживлен присутствием людей. У Сороти пастух пасет стадо. По дороге к усадьбе идут возвращающиеся с покоса мужики и бабы, с косами и граблями. Впереди них, тяжело опираясь на посох, бредет старик. По направлению к дому движется коляска, в ней две женские фигуры. Навстречу им от дома верхом на коне в широкополой шляпе, с хлыстом в руке едет мужчина. Очевидно, это Пушкин, направляющийся в Тригорское, и его тригорские соседки (две женские фигуры в коляске — вероятно, Осипова с одной из ее дочерей), которые, не дождавшись поэта к себе, приехали к нему в Михайловское.

#10
Изображение усадьбы Михайловского сопровождается пояснительным текстом, который содержит как бытовые детали, так и обширные выдержки из стихов Пушкина. Этот пространный комментарий к литографии важен потому, что в нем автор рисунка собрал всё то, что казалось ему важным в деревенской жизни Пушкина, и что он постарался отобразить на бумаге. Текст явно делится на две части. В первой содержится реальный комментарий к жизни Пушкина в Михайловском: «деревянный и уже обветшалый одноэтажный дом», службы (т. е. флигели хозяйственного назначения), комната поэта в три окна, с правой стороны последняя, перед домом сквер и чистый парк, украшенный кое-где цветниками, река Сороть под горою за домом, извивающаяся по «приятному лугу». О доме сообщается также, что он «должен быть столь же драгоценным для русских, как для Англичан дом Шекспира: в нем несколько времени постоянно жил Пушкин, и после из Петербурга почти каждую осень приезжал сюда».Особо отмечается, что «много произведений его здесь обдумано, а еще больше писано». Приводимые стихотворные цитаты говорят об уединенной жизни в дедовском поместье, занятиях поэта в разное время года, обществе старушки-няни, — и о спасительной близости Тригорского, дружба с обитателями которого «оживляла томительные дни Пушкина». Вторая часть — приведенное полностью по посмертной публикации в пятом томе журнала «Современник» стихотворение «Вновь я посетил…», в этом издании названное «Отрывок» и помещенное в рубрике «Последние три стихотворения А.С. Пушкина». Оно воспринимается как завещание поэта и одновременно путеводитель по его любимым местам.
#11

Когда Михайловское восстанавливалось после разрушений военного времени, именно литография П.А. Александрова по рисунку И.С. Иванова стала тем документом, по которому реконструированы не только господский дом, но и усадебные флигели.

read morehide

Сельцо Михайловское

Dimensions
30x41 cm
Technique
литография
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%