Мел состоит из скелетов мелких живых существ, которые десятки миллионов лет назад при жизни поглощали из воды древних морей соли кальция и углекислый газ как сырье для строительства оболочек вокруг своих тел. По мере того, как они умирали, в меловом периоде мезозойской эры происходило накопление меловых отложений, образовавших горную породу, которой славится Белгородчина.
#3
#4
Разработкой мела на Белгородчине стали заниматься ещё в конце XVIII — начале XIX веков. Первое упоминание об известковых заводах содержится в «Списке заводов Белгорода за 1797 г.» — «известной завод, на коем выпаливается известь издревле». В конце XVIII в. в Белгороде действовали 13 известковых заводов. В числе владельцев известковых заводов были белгородские купцы Борис Адоньин, Николай Фомин и мещанин Иван Буданов.
В 1861 г. возле Белой горы были построены первые печи для обжига извести. Процесс получения извести был прост. В печи закладывали куски мела, обжигали его при высоких температурах, а затем обдавали водой, происходил процесс «гашения». Гашеный мел распадался на мелкие части, таким образом, получалась известь. Расширение разработок мела, привело к объединению известковых заводов в предприятие, входившее в состав «Белгородских паровых, механических, меловых и известковых заводов Товарищества Братьев М.И. и Д. Цап в Белгороде».
#1
В 1880 г. инженер фон Эссен, купив меловой участок, организовал меловой завод, где известь выжигали с помощью каменного угля. На нём вырабатывалось около 1 млн. пудов мела и извести в год. В 1908 г. был построен ещё один меловой завод. Добыча и переработка мела и глины производилась в основном вручную. Условия труда и быта рабочих были тяжёлыми, добывали мел с помощью кирки и клиньев. Киркой с силой ударяли по меловой глыбе, там образовывалась трещина, в которую потом вставляли клин и уже до конца расщепляли глыбу. Добытые куски мела были мокрыми, и их нужно было просушить. После просушки осуществлялась транспортировка мела. Сначала на лошадях, а после уже по железной дороге. Мел производили молотый, комковатый.
#2
Белгород. Подъездной путь и меловые горы. Начало ХХ в.
#5
В 1909 г. к Белой (Меловой) горе от центральной магистрали была проведена железная дорога, благодаря которой увеличилось производство строительных материалов в городе, и белгородский мел вышел на внешний рынок.
read morehide
Меловой завод
Dimensions
20x30 cm
Technique
фотобумага, фотопечать
Exhibition
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share