Картина «Майский вечер. На севере» 1970–1972 гг. написана Николаем Мокровым по мотивам этюдов, привезенных из северных областей России, где он работал вместе с Кимом Бритовым в 1962 и 1969 годах.
#2
#3
Мокров Н.А. Северная деревня. 1962 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В собрании музея-заповедника хранятся натурный этюд «Северная деревня», написанный Мокровым в 1962 году. Композиция его проста: линия берега, вода, лодки, дорога, деревянные избы. Холодное небо весеннего дня. Этюды для художника являются рабочим материалом, по которому в дальнейшем он пишет творческие произведения.
#4
В картине «Майский вечер. На севере» 1970–1972 гг. художнику удалось создать собирательный образ русской северной деревни.
#5
Что бы передать всю красоту и мощь деревянной архитектуры, один из домов автор выдвигает на первый план, поворачивает фасадом к зрителю. Северные крестьянские дома с высоким подклетом, изображенные на полотне, поражают своими размерами, красотой силуэта, хорошо найденными пропорциями. Для северной России характерны дома-комплексы, где под одной кровлей объединялись жилые помещения и хозяйственные постройки с хлевами, амбарами и сеновалом. Размещение под одной крышей жилых и подсобных помещений значительно облегчало жизнь человека и ведение хозяйства в холодных северных условиях.
#6
В картине художником подмечены и точно переданы характерные особенности жизни и быта северных деревень: все дома в них построены окнами к солнцу, рядом с домами уложено огромное количество дров, заготовленных для суровых и долгих зим.
#7
Бритов К. Северная сторона. 1966 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Побывавший на севере вместе с Николаем Мокровым художник Ким Бритов решает эту тему в несколько ином, монументальном ключе. В его картине «Северная сторона» 1966 г. рыбацкий поселок, стоящий на берегу сурового моря, похож на богатырскую крепость.
#13
Композиционное решение полотна логически выверенное и строгое. Цветовое решение построено на сдержанном сочетании нескольких взаимодополняющих тонов охры и коричневого. Оживляют восприятие всполохи красных крыш и белых парусов в воде.
#9
Цветовое решение картины Мокрова «Майский вечер. На севере» 1970–1972 гг. более яркое, эмоциональное. Живопись полотна разнообразна: мазки то густые и пастозные, то прозрачные и легкие, но всегда свежие и живые.
#10
Прекрасно написаны горящие на закатном солнце золотым и оранжевым цветом бревна домов, янтарные смоляные дрова, зеленью светится молодая трава.
Современное название деревни Архангельской области, изображенной на полотне, — Муравьевская, старинное — Петушиха. В наши дни эта деревня считается исчезающей. Стоящая на правом берегу реки Онеги, бывшая в 1960 годы шумным, полнокровным селением, она насчитывает сегодня всего три двора.
Современное название деревни Архангельской области, изображенной на полотне, — Муравьевская, старинное — Петушиха. В наши дни эта деревня считается исчезающей. Стоящая на правом берегу реки Онеги, бывшая в 1960 годы шумным, полнокровным селением, она насчитывает сегодня всего три двора.
#11
Мокров Н.А. Деревня Петушиха. 1976 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В собрании музея-заповедника хранится вариация на тему данной композиции, написанный Николаем Мокровым в 1976 году: «Деревня Петушиха». Эта работа выполнена в легкой этюдной манере. Художник в ней нащупывает композиционное и колористическое решение, ставшее его визитной карточкой.
#14
Николай Алексеевич Мокров — живописец, чье творчество принадлежало владимирской живописной школе. Любимым временем года художника были весна и осень. Прошедший войну, получивший тяжелое ранение, художник умел восхищаться каждым жизненным мгновением, тонко реагировал на окружающую красоту, ценил каждую минуту, отведённую человеку в этой жизни.
#12
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
read morehide
Майский вечер. На севере
Dimensions
90x130 cm
Technique
холст, масло
Collection
Exhibition
3
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share