Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «Honor of the Borodino Day»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Мальчик с пальчик

Dimensions
25,5x36,9 cm
Technique
Бумага, фототипия, акварель
1
Open in app
#1
Неизвестный автор с английской гравюры Ч. Уильямса 1805 года
Наполеон и Третья коалиция
#2
Подпись внизу листа: «Мальчик-с-пальчик в безвыходном положении, или Государи леса, наконец, пробудились».
Известный английский карикатурист Чарльз Уильямс изобразил союзников — Англию, Австрию, Россию и Пруссию — в виде хищников, окруживших маленькую фигурку Бонапарта, в страхе роняющего корону и скипетр. В 1805 году британцы надеялись, что союз Англии, Австрии, России и Пруссии одержит полную победу над французами. 

В выборе хищников, которые должны одолеть французского выскочку, ярко проявилось различное отношение англичан к каждому из союзников. Сама Англия, естественно, представлена в виде могучего льва. Австрию, которая уже неоднократно совместно с Англией сражалась против французов, олицетворяет чёрный двуглавый орёл. Россия, с которой отношения всегда были сложными, предстаёт в образе медведя. Пруссию, считавшуюся ненадёжным союзником, художник «наградил» изображением кабана.
Но союз оказался могучим только на карикатуре. Прусский «кабан» вообще не рискнул вступать в войну. Австрийский «орёл» выбыл из строя почти сразу. В строю оставались только Англия и Россия. 

Англия второй половины XVIII — первой четверти XIX века была «Отечеством карикатуры и пародии» (А. С. Пушкин). Свобода прессы, отсутствие цензуры, активность среднего класса сделали это время «золотым веком» английской карикатуры. Более полусотни издательств ежедневно выпускали сатирические листы, каждый тиражом от сотни до нескольких тысяч экземпляров. 

Профессиональные художники и любители (даже из высшего общества) оперативно и остроумно откликались на все текущие события, в том числе на внешнеполитической сцене. Карикатурные эстампы были не только эффективным способом передачи новостей, но использовались и как средство политической пропаганды. Сотрудничая с властью и выполняя соответствующие заказы, карикатуристы даже получали правительственные пособия. Но в целом карикатура всё же отражала общественное мнение, как того требовали законы рынка. 

Английские карикатуры широко распространялись и за пределами «туманного Альбиона», их с удовольствием покупали в Европе и даже в России. Наполеон — излюбленный персонаж многих карикатуристов, был взбешён английскими «пасквилянтами». В 1802 году, при заключении Амьенского мира с Англией, Бонапарт даже потребовал от британского монарха приравнять их к убийцам, заслуживающим казни. 

Английская карикатура, буквально, совершила переворот в европейской сатирической графике. Но ещё интереснее то, что именно благодаря карикатурным эстампам в европейском сознании закрепились многие национальные стереотипы. Так и мифы о России, до поры известные лишь по книгам или рассказам, теперь получили мощное визуальное воплощение в эффектных, запоминающихся образах, наводнивших всю Европу. В частности, с той поры за Россией на Западе навсегда закрепился образ Медведя.


#3
Неизвестный автор. Crazy Paul! СПб. Конец XIX века. С английской гравюры конца XVIII века
В образе Медведя — русский император Павел I. Гравюра создана в период охлаждения отношений России и Великобритании и начала переговоров между Павлом I и Наполеоном.
#4
read morehide

Мальчик с пальчик

Dimensions
25,5x36,9 cm
Technique
Бумага, фототипия, акварель
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%