12-струнный (шесть 2-струнных хоров) щипковый инструмент. Корпус из 15 рибок черного дерева и слоновой кости с двойной полосой черного дерева и слоновой кости между ними. Дека из одного куска ели, розетка вырезана непосредственно в деке. Подставка из почерненного дерева, плакировка из слоновой кости сверху. Шейка плакирована двумя кусками фруктового дерева и полосками слоновой кости. Колковый ящик из почерненного дерева, сзади инкрустирован черным деревом и слоновой костью, заканчивается завитком с 8-угольной площадкой, на ней плакировка из черного дерева и слоновой кости. Гриф из черного дерева. 12 колков из почерненного дерева, оригинальные.
Лютня (мандора)
Dimensions
51,5х14,5х7,5 см cm
Technique
кость, дерево, кишечные струны, тонировка, плакировка, резьба
Collection
Exhibition
12
Open in app#1
Сморцоне Джованни
Лютня (мандора)
#2
#7
…арабы в четырнадцатом веке привезли в Европу лютню. <…> Лютня — очень древний инструмент, первоначальная ее форма была знакома еще жителям Вавилона. Конечно же, к моменту своего появления в Европе лютня уже обладала развитыми приемами игры и обширным репертуаром.
Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов
#4
В эпоху Возрождения лютня приобрела господствующее положение в музыкальном исполнительстве. На ней играли соло, вводили ее в состав различных ансамблей и оркестров, аккомпанировали собственному пению, солистам, хору. Об исключительной популярности инструмента свидетельствуют многочисленные картины, рисунки и гравюры, на которых художники изображали лютнистов и лютнисток с инструментами в руках.
Б. Манфреди «Компания гуляк».
Гравюра с картины
Гравюра с картины
#6
О лютнистах эпохи Возрождения шутливо говорили так: если они живут шестьдесят лет, то двадцать из них настраивают свой инструмент. Эта шутка основана на действительном явлении. На грифе лютни первое время не было врезанных намертво порожков, гриф просто перевязывался в определенных местах тонким шнурком или жилами. Эти перевязки и образовывали порожки, которые могли передвигаться по грифу. И вот музыканты, так и этак передвигая порожки, искали наилучшее их расположение, чтобы не так сказывалась Пифагорова комма. Причем это нельзя было сделать раз и навсегда, потому что играли ведь не в одной тональности. Вот и приходилось каждый раз перед концертом приспосабливать лютню к нужным в данном выступлении тональностям.
Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов
#3
#5
СПбГМТиМИ
read morehide
Лютня (мандора)
Dimensions
51,5х14,5х7,5 см cm
Technique
кость, дерево, кишечные струны, тонировка, плакировка, резьба
Collection
Exhibition
12
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share