Немецкая военная форма стала одним из первых экспонатов выставки, посвящённой Великой Отечественной войне, открывшейся в Смоленском музее в 1944 году, спустя совсем немного времени после освобождения города от немецко — фашистских захватчиков. Сейчас подлинный китель немецкого солдата в экспозиции музея создаёт образ врага, с которым советскому народу пришлось сражаться долгих четыре года.
После поражения Германии в Первой Мировой войне и возрождении немецкой армии после прихода Гитлера к власти, кроме всего прочего стоял вопрос и о новой форме для солдат и офицеров Вермахта. С одной стороны, она должна была следовать традициям германской военщины, с другой, должна была отличаться от формы старой кайзеровской армии, ассоциировавшейся с поражением. К разработке нового обмундирования и знаков различия были привлечены лучшие специалисты.
Основным элементом униформы был распашной китель, застёгивавшийся на шесть форменных пуговиц. На кителе имелись нагрудные и боковые карманы. На плечах крепились погоны с обозначением звания, рода войск, а в некоторых случаях и шифровкой названия конкретного подразделения. Звания от ефрейторского дублировались специальными шевронами на левом рукаве.
Первоначально цвет кителя и форменных брюк отличался. Штаны военнослужащих Вермахта были серые. Считалось, что они, в отличие от кителя чаще подвергаются стирке и выцветанию, и таким образом армейские модельеры пытались сгладить цветовой контраст между элементами обмундирования. Позже, из-за сложностей военного времени перешли на изготовление и кителей и брюк из одной и той же ткани цвета фельдграу.
Претерпел изменение и материал из которого шили форму. В довоенный период кителя и брюки изготавливали их добротной шерстяной ткани, исключением была специальная тропическая форма для Африки, которая шилась из лёгких тканей специальных расцветок. Война на Восточном фронте, показала, что на территории СССР тоже бывает очень жарко, и уже в ходе боевых действий для солдат Вермахта начали производить форму из более лёгких и дешёвых хлопчатобумажных тканей. В основном встречалась она в южных районах, в Крыму и Сталинградских степях. По — этому, хранящийся в Смоленске летний китель, является довольно редким экспонатом.
Он изготовлен в 1942 году из твидовой ткани с характерным переплетением тканей в виде ёлочки. Кроме нагрудного орла и упрощённых петлиц на воротнике знаков различия на нём не имеется. Вероятнее всего китель был найден в Смоленске среди трофейных вещей немецких солдат сразу после освобождения города в сентябре 1943 года.
После поражения Германии в Первой Мировой войне и возрождении немецкой армии после прихода Гитлера к власти, кроме всего прочего стоял вопрос и о новой форме для солдат и офицеров Вермахта. С одной стороны, она должна была следовать традициям германской военщины, с другой, должна была отличаться от формы старой кайзеровской армии, ассоциировавшейся с поражением. К разработке нового обмундирования и знаков различия были привлечены лучшие специалисты.
В 1935 году сложился комплекс обмундирования военнослужащих армии Третьего Рейха.
Традиционной осталась её расцветка — цвета фельдграу (полевой серый). Этот цвет был введён для немецкого обмундирования ещё до Первой Мировой войны и имел массу оттенков, которые зависели от качества тканей, красителей и технологий различных производителей.
Основным элементом униформы был распашной китель, застёгивавшийся на шесть форменных пуговиц. На кителе имелись нагрудные и боковые карманы. На плечах крепились погоны с обозначением звания, рода войск, а в некоторых случаях и шифровкой названия конкретного подразделения. Звания от ефрейторского дублировались специальными шевронами на левом рукаве.
На правой нагрудной стороне кителя всегда нашивалась эмблема с изображением орла сжимающего в когтях свастику. Право ношения такой эмблемы имел только военнослужащий Вермахта. У солдат и офицеров военно — воздушных сил (Люфтваффе) изображение орла было другим, с в войсках СС немного видоизменённая эмблема нашивалась на рукаве кителя.
Первоначально цвет кителя и форменных брюк отличался. Штаны военнослужащих Вермахта были серые. Считалось, что они, в отличие от кителя чаще подвергаются стирке и выцветанию, и таким образом армейские модельеры пытались сгладить цветовой контраст между элементами обмундирования. Позже, из-за сложностей военного времени перешли на изготовление и кителей и брюк из одной и той же ткани цвета фельдграу.
Претерпел изменение и материал из которого шили форму. В довоенный период кителя и брюки изготавливали их добротной шерстяной ткани, исключением была специальная тропическая форма для Африки, которая шилась из лёгких тканей специальных расцветок. Война на Восточном фронте, показала, что на территории СССР тоже бывает очень жарко, и уже в ходе боевых действий для солдат Вермахта начали производить форму из более лёгких и дешёвых хлопчатобумажных тканей. В основном встречалась она в южных районах, в Крыму и Сталинградских степях. По — этому, хранящийся в Смоленске летний китель, является довольно редким экспонатом.
Он изготовлен в 1942 году из твидовой ткани с характерным переплетением тканей в виде ёлочки. Кроме нагрудного орла и упрощённых петлиц на воротнике знаков различия на нём не имеется. Вероятнее всего китель был найден в Смоленске среди трофейных вещей немецких солдат сразу после освобождения города в сентябре 1943 года.