Лапти — низкая обувь, распространённая в Восточной Европе и на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х годов, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые), берёсты или пеньки.
Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее, при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.
Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками. Плели лапти при помощи инструмента под названием кочедык.
Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого.
Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более.
Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика. Чтобы купить себе сапоги, крестьянин должен был продать четверть собранного хлеба, а для жены и детей — ещё две четверти.
Данные лапти были переданы в дар музею Ядринцевой Галиной Тимофеевной 1922 года рождения, почетным жителем села Абатское, проработавшей 57 лет в школе.
Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывали к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливали и сами лапти).
Для изготовления одного лаптя требуется семь лык длиной по два метра каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и впоследствии сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку».
Лы́ко — луб (подкорье, исподняя кора дерева) молодой липы и некоторых других лиственных деревьев (вяза, ивы). Из луба более старых деревьев заготавливают мочало.
Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее, при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.
Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками. Плели лапти при помощи инструмента под названием кочедык.
Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого.
Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более.
Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.
Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика. Чтобы купить себе сапоги, крестьянин должен был продать четверть собранного хлеба, а для жены и детей — ещё две четверти.
Данные лапти были переданы в дар музею Ядринцевой Галиной Тимофеевной 1922 года рождения, почетным жителем села Абатское, проработавшей 57 лет в школе.