Редким и интересным экспонатом является маскировочный костюм бойцов Красной Армии периода Великой Отечественной войны. Он состоит из куртки — блузы с капюшоном и просторных штанов. Костюм сшит из лёгкой ткани светло зелёного цвета, по которой разбросаны тёмные амёбообразные пятна.
Необходимость маскироваться, сливаться с окружающей местностью и становиться незаметными для врага стала насущной необходимостью для солдат в начале 20 века с развитием дальнобойного и скорострельного стрелкового оружия. На полях сражений Первой Мировой войны все армии сменили яркие мундиры на форму защитной расцветки. В конце этой войны появился и настоящий камуфляж, ткань с нанесёнными на неё пятнами, дробящими силуэт и скрывающими солдата от наблюдения противника.
В СССР эксперименты с маскировочной одеждой начались ещё в двадцатых годах. В 1938 году на снабжение Красной Армии была принята ткань с пятнистым рисунком, из которой стали шить маскировочные халаты — длинные, до колен рубахи с капюшонами и чехлы на стальные шлемы.
Для наибольшей эффективности предполагалось производить маскировочные костюмы с рисунком и расцветкой разных климатических зон и времени года. На деле же первоначально производилась маскировочная ткань в двух цветовых решениях лето — светло-зелёный фон с темно-коричневыми или черными пятнами и осень где фон и пятна были менее контрастными и выполненными в охристо — коричневой гамме.
Маскировочный костюм было положено надевать поверх обычного обмундирования, в холодное время поверх ватника и стёганных штанов, разведчики часто натягивали куртки даже поверх надетых вещмешков, поэтому одежда была просторная и имела прорези для доступа к карманам обмундирования. Для дополнительной маскировки лица к передней части капюшона подшивалась крашенная марля, при необходимости опускавшаяся вниз.
Изготавливались маскировочные костюмы из довольно тонкой хлопчатобумажной ткани, они были дешёвыми, но недолговечными. Разведчикам зачастую хватало один раз сходить в поиск, что бы привести в полную негодность свою «амёбу». Уже в ходе войны в Красной Армии появляются и другие расцветки маскировочных костюмов, имитировавших, например, мелкие листья. Для удешевления производства, вместо костюмов в виде куртки и штанов начали производить маскировочные накидки — пончо с капюшонами.
С 1943 года в составе РККА появляются Штурмовые инженерно-сапёрные бригады (ШИСБР) предназначенные для прорыва хорошо укреплённой обороны противника. Поскольку бойцам штурмовых групп жизненно требовалась малозаметность при приближении к противнику, на весь личный состав этих подразделений щедро выделялись маскировочный костюмы. Штурмовики наиболее массово использовали «амёбы» на фронте. В боевой обстановке поверх них часто надевали стальные нагрудники СН—42 и прочее снаряжение. Эти маскировочные костюмы стали своеобразным отличительным элементом боевой экипировки Штурмовых инженерно-сапёрных бригад, которым их личный состав очень гордился. Появилась даже фронтовая мода, носить в небоевой обстановке пятнистые штаны от маскировочного костюма с гимнастёркой, вместо положенных шаровар галифе. Это, разумеется, было нарушением установленных правил ношения военной формы, но на фронте практиковалось довольно часто.
Необходимость маскироваться, сливаться с окружающей местностью и становиться незаметными для врага стала насущной необходимостью для солдат в начале 20 века с развитием дальнобойного и скорострельного стрелкового оружия. На полях сражений Первой Мировой войны все армии сменили яркие мундиры на форму защитной расцветки. В конце этой войны появился и настоящий камуфляж, ткань с нанесёнными на неё пятнами, дробящими силуэт и скрывающими солдата от наблюдения противника.
В СССР эксперименты с маскировочной одеждой начались ещё в двадцатых годах. В 1938 году на снабжение Красной Армии была принята ткань с пятнистым рисунком, из которой стали шить маскировочные халаты — длинные, до колен рубахи с капюшонами и чехлы на стальные шлемы.
К Великой Отечественной войне для бойцов разведывательных подразделений и снайперов были созданы удобные маскировочные костюмы, которые из — за специфической формы больших пятен называют «амёбами». Контрастные тёмные пятна на светлом фоне очень хорошо маскировали и дробили силуэт человека на большом расстоянии. В разработке этого камуфляжа принимали участие художники авангардисты. Аналогов советская «амёба» не имела ни в одной иностранной армии, там расцветка и форма пятен рисунка были совершенно иными.
Для наибольшей эффективности предполагалось производить маскировочные костюмы с рисунком и расцветкой разных климатических зон и времени года. На деле же первоначально производилась маскировочная ткань в двух цветовых решениях лето — светло-зелёный фон с темно-коричневыми или черными пятнами и осень где фон и пятна были менее контрастными и выполненными в охристо — коричневой гамме.
Маскировочный костюм было положено надевать поверх обычного обмундирования, в холодное время поверх ватника и стёганных штанов, разведчики часто натягивали куртки даже поверх надетых вещмешков, поэтому одежда была просторная и имела прорези для доступа к карманам обмундирования. Для дополнительной маскировки лица к передней части капюшона подшивалась крашенная марля, при необходимости опускавшаяся вниз.
Изготавливались маскировочные костюмы из довольно тонкой хлопчатобумажной ткани, они были дешёвыми, но недолговечными. Разведчикам зачастую хватало один раз сходить в поиск, что бы привести в полную негодность свою «амёбу». Уже в ходе войны в Красной Армии появляются и другие расцветки маскировочных костюмов, имитировавших, например, мелкие листья. Для удешевления производства, вместо костюмов в виде куртки и штанов начали производить маскировочные накидки — пончо с капюшонами.
С 1943 года в составе РККА появляются Штурмовые инженерно-сапёрные бригады (ШИСБР) предназначенные для прорыва хорошо укреплённой обороны противника. Поскольку бойцам штурмовых групп жизненно требовалась малозаметность при приближении к противнику, на весь личный состав этих подразделений щедро выделялись маскировочный костюмы. Штурмовики наиболее массово использовали «амёбы» на фронте. В боевой обстановке поверх них часто надевали стальные нагрудники СН—42 и прочее снаряжение. Эти маскировочные костюмы стали своеобразным отличительным элементом боевой экипировки Штурмовых инженерно-сапёрных бригад, которым их личный состав очень гордился. Появилась даже фронтовая мода, носить в небоевой обстановке пятнистые штаны от маскировочного костюма с гимнастёркой, вместо положенных шаровар галифе. Это, разумеется, было нарушением установленных правил ношения военной формы, но на фронте практиковалось довольно часто.