В XIX в. большой популярностью пользовались продававшиеся на ярмарках списки вопросов и ответов, по которым гадали на судьбу. В 1883 г. в мастерской И. А. Голышева в Мстере была издана гадательная книжка «Чародей, или Предсказатель будущего в 150 ответах». Книжка быстро разошлась в народной среде и особенно была востребована во время святочных гаданий, в рождественский и крещенский сочельники.
При гадании применялся специальный бумажный круг, в центре которого обычно изображалось солнце. Его держали на плечах или Атлант, или Хронос. От центра к краям отходили лучи. Каждый полученный сектор был разделен на прямоугольники и внутри пронумерован, при этом числа увеличивались от центра к краю, и каждому присваивалось определенное толкование.
Во время гадания брался «жребий» — зерно любого растения, чаще использовали пшеничное, ячменное или ржаное. Гадающий вслух задавал вопрос или оглашал желание, после чего зерно бросалось на круг. Толкование числа, на которое оно упало и считалось «ответом судьбы». Ответы носили общий характер, содержали пословицы и поговорки.
Если же зерно падало на пустую клетку или не на круг, нужно было прекратить обряд и повторить его в другой день.
При гадании применялся специальный бумажный круг, в центре которого обычно изображалось солнце. Его держали на плечах или Атлант, или Хронос. От центра к краям отходили лучи. Каждый полученный сектор был разделен на прямоугольники и внутри пронумерован, при этом числа увеличивались от центра к краю, и каждому присваивалось определенное толкование.
Во время гадания брался «жребий» — зерно любого растения, чаще использовали пшеничное, ячменное или ржаное. Гадающий вслух задавал вопрос или оглашал желание, после чего зерно бросалось на круг. Толкование числа, на которое оно упало и считалось «ответом судьбы». Ответы носили общий характер, содержали пословицы и поговорки.
Если же зерно падало на пустую клетку или не на круг, нужно было прекратить обряд и повторить его в другой день.