Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Клавикорд связанный

Dimensions
70,5х142х46,5 см cm
Technique
дерево, металл, кость, плакировка, тонировка
11
Open in app
#8
Готлеб Ленер
Клавикорд связанный
#2
Струнный клавишный инструмент. Корпус из дуба; 4 четырёхугольные ножки. 4 ряда колков (с плоскими головками) разбиты на 2 группы, 1 из которых расположена параллельно правой боковой стороне и другая под углом (около 45 градусов) к ней. Штег «L»-образной формы с одним рядом штифтов; тангенты латунные. Нижние клавиши плакированы почерненным фруктовым деревом, верхние — слоновой костью. Все струны 2-хорные, нижние боковые струны с частичной обмоткой.
#3
Неизвестный автор. За клавикордами. Гравюра. Западная Европа, XIX век
Клавикордом называется цитровидный струнный инструмент с клавиатурой, позволяющей извлекать звук с помощью удара тангентом по струне. Своим возникновением клавикорд обязан, во-первых, ударному способу игры на струнах; во-вторых, подставке монохорда, которую передвигали вдоль струны для получения разновысотных звуков.
Имя изобретателя клавикорда и время изобретения точно не установлены. Считается, что конструкция ударного клавишного тангентного механизма имела хождение уже в XII–XIV вв. Так, в Западной Европе того времени бытовал загадочный музыкальный инструмент под названием «английская шахматная доска» (нем. Englisches Schachbrett, фр. echiquier). 
#16
В дальнейшем изучение этого феномена привело к вполне резонному предположению, что «шахматной доской» в данном случае называли струнный клавишный инструмент с индивидуальными передвижными подставками под струнами, напоминавшими расстановку шахматных фигур на доске.
В России клавикорд появился не позднее XVII в. Одно из наиболее ранних (если не самых ранних) письменных упоминаний об инструменте датируется 1674–1675 гг.
В течение XVIII в. и в меньшей степени в первой трети XIX в. в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России клавикорд был популярен.
#17

В общих чертах клавикорд устроен следующим образом:

#4
Корпус инструмента сборный. Он изготавливался в виде продолговатого прямоугольного ящика небольшой, по сравнению с шириной, глубины и высоты. Клавиатура у большей части инструментов не выносилась за пределы корпуса. Во время игры инструмент клался на стол или устанавливался на подстолье.
Струны (как правило, 2-струнные хоры) натягиваются между штифтами струнодержателя и вирбелями вирбельбанка. Они тянутся от штифтов направо, перебрасываются через штег (подставку) резонансной деки и крепятся к вирбелям. При этом штег передает колебания струн деке, толщина которой составляет 3 мм (иногда и тоньше). 
Дека располагается справа, прикрывая собой примерно треть корпусной полости.
Ф. Ханфштенгель [Hanfstaengl] — автор литографии, 
П. Слингеланд [Slingelandt] — автор оригинала. Урок музыки. Издательство Дрезденской галереи. Германия, середина XIX века
#10
Схема тангентной механики. Бражников М. В. Фортепиано. Изд. 2. М.: Музыка, 1982
 Этот весьма ограниченный объем и является собственно резонаторным корпусом клавикорда. 
В конце каждой клавиши крепится тангент — узкая пластинка из латуни. При ударе тангентом струна делится на две звучащие части: длинную — от тангента до штега — производящую ожидаемую высоту звука, и короткую — от штифта до тангента, производящую лишь призвук.
#11
Чтобы призвук не мешал чистоте интонации, короткие части струн переплетают зигзагообразно суконными полосками. Эти полоски гасят вибрацию коротких частей струн в момент удара тангентов, а в момент отвода тангентов от струн — вибрацию и их длинных частей. Такое демпфирование является для клавикордов стандартным.
#12
Поскольку удар тангента заставляет вибрировать одновременно обе части струны, то ее звучание длится очень недолго. Если к этому добавить небольшие размеры и глубину хода тангента, а также слабость удара, то становится понятным, почему клавикорд считался инструментом исключительно камерного звучания. 
Клавикорд. Фрагмент
#6
При этом особая прелесть клавикорда заключается в специфическом туше, когда палец музыканта раскачивает клавишу в вертикальном направлении, слегка меняя тем самым высоту тона. В результате возникает вибрирующий звук, напоминающий пение. Этот прием получил название «Bebung» (от нем. beben — дрожать, трепетать).
Вплоть до начала XVIII в. существовал лишь «связанный» (от нем. gebundenes) клавикорд. Основная идея его конструкции заключалась в том, что часть струн связывалась с работой как минимум двух тангентов (двух клавиш) и производила звуки, отстоявшие друг от друга на полтона. 
На одной и той же струне «связанного» клавикорда невозможно было сыграть качественно две ноты в последовательности, и невозможно было сыграть их одновременно. В связи с постоянно возраставшей тенденцией к использованию тональностей с двумя и более знаками при ключе, «связанный» клавикорд становился все менее используемым. Тогда появился «свободный» клавикорд, вошедший в общеевропейский обиход ко второй половине XVIII в. Конструкцией предусматривался отказ от связанности — игры на одной струне с помощью двух и более клавиш. В таком инструменте каждой струне соответствовал единственный тангент (клавиша).
#14
Клавикорд. Фрагмент
В результате, с одной стороны, «свободный» клавикорд стал более многострунным, габаритным, тяжелым, с другой — более мощным в звуковом отношении, способным производить дольше тянущиеся звуки. На нем стало возможным более совершенно играть кантилену («петь»), брать разнообразные аккорды, исполнять пассажи в любом регистре диапазона. 
#15
Но в дальнейшем и «свободный» клавикорд перестал соответствовать запросам музыкантов, композиторов и слушателей. Сформировался собирательный образ клавикорда, подведший черту под его способностью выживать, конкурируя с другими инструментами. Например, в 1802 г. в одном из немецких лексиконов он был назван «утешением страдальцу и сочувствующим другом радости».
#18
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Клавикорд связанный

Dimensions
70,5х142х46,5 см cm
Technique
дерево, металл, кость, плакировка, тонировка
11
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%