В собрании ГМВ немало предметов традиционного вооружения народов Востока. Среди них — кинжал работы лакского мастера Шабана Алиева, изготовленный в Тифлисе в 1903–1904 гг.
Кинжал
Technique
сталь, серебро, рог, кожа, дерево; гравировка, чернение, тиснение
Collection
Exhibition
4
Open in app#2
#3
Описание кинжала: клинок стальной, прямой, двулезвийный, двудольный (на лицевой стороне парные долы начинаются от пяты клинка, на оборотной — от рукояти), боевой конец удлинённый, резко суженный, с остриём на средней линии, равносторонний, в сечении ромбовидный. На лицевой стороне близ пяты глубоко вдавленное клеймо неопределённой формы.
#4
Рукоять прямая, цельная, вырезанная из чёрного рога, крепится на хвостовике клинка всадным способом и зафиксирована двумя парными заклёпками с высокими коническими шляпками в виде семи и восьмилепестковых розеток (с лицевой стороны). Рукоять имеет четырёхгранный черен со скруглёнными боковыми гранями и уплощённую трёхлопастную головку, стилизованную под пальметту. Нижняя, Т-образная часть рукояти забрана в серебряную обоймицу, лицевая часть головки украшена серебряной накладкой.
#5
Ножны представляют собой узкий деревянный футляр, обтянутый алой тканью и поверх неё чёрной тиснёной кожей, скреплённый затем серебряным прибором — вытянутым наконечником с декоративной гранёной гирькой на конце и устьем с напаянной обоймицей и петлёю для подвеса. Края этих деталей прибора с лицевой стороны закруглены, с оборотной — имеют овальный вырез.
#6
На оборотной стороне устья выбиты два клейма: овальное, Закавказского (Тифлисского) окружного пробирного управления — женский профиль в кокошнике влево, 84 (проба серебра в золотниках), с инициалами управляющего IШ (Иосиф Шмидецкий) и прямоугольное, с инициалами мастера ША (Шабан Алиев). Они позволяют датировать кинжал 1903–1904 гг. Там же чернью по-арабски выведено: «работа Шабана, владелец сего Джамал»; такой же чернью на тыльную сторону прибора нанесён растительный узор — изящно выгнутая ветвь с бутонами и листьями.
#7
В качестве основного декоративного мотива в оформлении лицевых поверхностей металлических частей ножен и рукояти использован традиционный растительный орнамент, выполненный в технике глубокой гравировки; окружающий его фон, вместе с сопутствующими элементами, заканфарен и зачернён. Подобное взаимодействие техник сообщает узору дополнительный декоративный эффект, объёмность и глубину.
#8
В построении орнамента обыгрывается излюбленная лакскими мастерами композиция курадар. Стержнем композиционного развития является вереница чернёных розеток — центров исхождения парных спиралевидных ветвей с листьями и бутонами, обращёнными внутрь спиралей. Закручиваясь и чередуясь, спирали пересекаются друг с другом, их мерный упругий ритм придаёт композиции динамику. Благородная светлая патина на серебре в оправе из черни оттеняет тёмный цвет рукояти и ножен, приглушённая колористическая гамма рождает изысканно-сдержанный художественный образ, классический в своей ясности и гармонии.
#9
Изготовивший кинжал Шабан Алиев из лакского села Хурукра работал в 1887–1907 гг., в начале ХХ века он был уже зрелым мастером. Шабан участвовал в VII Международной художественно-промышленной выставке изделий из металла и камня 1903–1904 гг. в Санкт-Петербурге, где получил почётную грамоту.
read morehide
Кинжал
Technique
сталь, серебро, рог, кожа, дерево; гравировка, чернение, тиснение
Collection
Exhibition
4
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share