14-струнный щипковый инструмент. Лицевая сторона (дека) из ели, все остальные части инструмента из волнистого клёна. На поворотной крышке, прикрывающей нижнюю часть корпуса (доступ к подставке) — две накладные резные «пилястры» почернённого дерева. На правом «крыле» накладная резная человеческая фигура. 14 железных колков с 4-гранными головками. 13 сквозных штифтов для крепления струн. Имеются 14 струн: 9 кишечных (3 из них связаны узлами), 2 навитые, 2 из х/б бечевки.
Кифара
Dimensions
64,8х40х16,6 мм cm
Technique
дерево, кишечные струны, тонировка, металл, резьба
Collection
Exhibition
13
Open in app#1
Кифара
#2
#3
Китара. Деталь
Инструмент греко-римской античности — кифара (англ. kithara, cithara)
от греческого κίθάρα. Термин очень популярен. В частности, он дал возможность состояться названиям таких инструментов, как гитара и цитра. Кифара отличается от лиры тем, что
ее корпус сборный деревянный, как и стержни ярма, представляющие собой дополнительные резонаторные емкости.
Наиболее распространенной формой корпуса была 4-угольная, в противовес форме со скругленными нижними углами.
ее корпус сборный деревянный, как и стержни ярма, представляющие собой дополнительные резонаторные емкости.
Наиболее распространенной формой корпуса была 4-угольная, в противовес форме со скругленными нижними углами.
#4
Стандартное количество струн колебалось от 7 до 14. Способы удерживания инструмента и приемы игры практически не отличались
от используемых на лире.
от используемых на лире.
#7
Однако преимущества кифары перед лирой были очевидными. Поэтому кифара считалась привилегированным инструментом и на этих правах принимала участие во всех важнейших культурных событиях. Например, на музейной копийной кифаре запечатлен результат одного из музыкальных конкурсов, предание о котором вошло в литературу. Это наклеенная на деку резная скульптурка Марсия, победившего Аполлона и жестоко наказанного последним за такую дерзость.
#5
#8
Умение играть на инструменте было обязательным для древнегреческих мужчин. Женщины даже поднять бы не смогли его из-за тяжелого веса. Упругое натяжение струн препятствовало извлечению звука. Чтобы играть музыку, нужна была ловкость пальцев и недюжинная сила. Кифара была инструментом профессиональных музыкантов, подчас выступавших при большом стечении публики. Отсюда — солидный и увесистый деревянный корпус, обеспечивавший сильный резонанс и позволявший натягивать струны более туго (а значит, и звучание их было более звонким, чем у лиры). Поэтому на кифаре играли обычно при помощи плектра.
Ни одно мероприятие не обходилось без звучания кифары и пения кифаредов. В стране распространились барды, путешествовавшие с инструментом через плечо. Они посвящали свои песни и музыку храбрым воинам, природным силам, греческим божествам, олимпийским чемпионам.
Существовала смысловая разница между понятиями «кифарист» и «кифаред». Кифаристом считался исполнитель на кифаре, чему, в сущности, мог научиться почти каждый, а кифаредом (kitharoides — от kithara, «кифара», и ode — «песня») — исполнитель-певец, а стало быть, еще и сочинитель (композитор и поэт), то есть существо особо одаренное и боговдохновенное.
Идеалом такого музыканта-творца был сам Аполлон Кифаред, которого, естественно, изображали с кифарой.
#6
СПбГМТиМИ
read morehide
Кифара
Dimensions
64,8х40х16,6 мм cm
Technique
дерево, кишечные струны, тонировка, металл, резьба
Collection
Exhibition
13
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share