3-струнный смычковый инструмент. Корпус из оболочки кокосового ореха; рельефная резьба в виде трёх старцев, деревьев и цветов. Шейка и колковый ящик из целого куска светлого дерева. Инкрустации на шейке, колковом ящике и корпусе из перламутра мозаичного набора в форме 6-конечной звезды. Гриф из перламутра; гравировка в виде растительного орнамента и последующая раскраска золотистой краской. Кованный железный профилированный сквозной стержень. 3 колка из дерева желтовато-коричневого цвета. 3 струны: 2 стальные, 1 латунная.
Кеманче
Dimensions
83,3х11,8х11,8 см cm
Technique
кость, перламутр, дерево, гравировка, оболочка кокосового ореха, кожа, ковка, мозаика, инкрустация, металл, стальные струны, роспись, резьба
Collection
Exhibition
13
Open in app#1
Неизвестный мастер
Кеманче
#2
#8
История кеманчи — смычкового четырехструнного инструмента уходит в глубокую древность. Резонатор ее представляет собой как бы шар с усеченным верхом, обтянутым мембраной. К нижней части инструмента прикреплен металлический наконечник. В основном, исполнитель играет сидя, опирая длинную металлическую ножку инструмента о пол или колено, хотя некоторые музыканты не используют металлическую ножку, но держат корпус инструмента на коленях. Играют на ней лукообразным смычком, держа инструмент вертикально.
Кеманча по тембру напоминает скрипку. В древности кеманча состояла из одной струны, потом прибавились еще две, современная кеманча состоит из четырех струн. Считается, что персидская кеманча является родоначальником всех остальных нынешних видов и локальных аналогов кеманчи. «Кеманча» в переводе с персидского означает «маленький смычок». Деревянная шейка прямой и округлой формы с крупными колками. Дека из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом. Существуют двухструнные (в Курдистане), трёхструнные (в Турции) и четырехструнные (в Иране, Армении и Азербайджане) инструменты, вплоть до шестиструнных. Ладки на грифе отсутствуют. Безладовая кеманча предоставляет музыканту практически безграничные возможности орнаментики, в том числе путем извлечения экмелических звуков и тонких микрохроматических интервалов.
#5
Дар императрицы музею
#4
В 1907 г. Санкт-Петербургский музей музыкальных инструментов посетила вдова Александра III императрица Мария Федоровна. Экскурсию для нее провел основатель музея К. К. Штакельберг. Императрица осталась довольна музеем и впоследствии передала в дар очень ценную коллекцию персидских (иранских) инструментов, которую можно датировать XVIII — началом XIX в. С тех пор коллекция экспонируется в специально изготовленной витрине. Инструменты искусно украшены росписью, сусальным золотом и мозаичным набором из металла, тонированной кости, перламутра.
#6
#7
СПбГМТиМИ
read morehide
Кеманче
Dimensions
83,3х11,8х11,8 см cm
Technique
кость, перламутр, дерево, гравировка, оболочка кокосового ореха, кожа, ковка, мозаика, инкрустация, металл, стальные струны, роспись, резьба
Collection
Exhibition
13
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share