Заслугой Тропинина явилось развитие «домашнего» или, как его еще называли, «халатного» портрета, где человек наедине с собой раскрывается в полной непринужденности и свободе.
Этот тип неофициального портрета позволял художнику максимально раскрыть внутренний мир портретируемого, чем на портретах человека, одетого во фрак или мундир, в буквальном и переносном смысле, «застегнутого на все пуговицы». Тип «халатного» портрета полюбился москвичам, и они с удовольствием заказывали художнику именно такие портреты. Одна из самых известных работ — прижизненный, написанный в Москве портрет А. С. Пушкина (ныне находящийся в Музее А. С. Пушкина на Мойке в Санкт-Петербурге). Художник изобразил великого поэта в домашнем халате.
Алябьев Александр Александрович. 1787—1851. Русский композитор. Родился в семье тобольского губернатора А. В. Алябьева. Участник войны 1812 года, служил в Иркутском, Ахтырском гусарском полках, имел боевые награды. Вышел в отставку в ноябре 1823 г.
Композитор, сочинитель опер, водевилей, романсов. Друг А. С. Грибоедова, Д. В. Давыдова, М. Н. Загоскина. В 1825 г. был обвинен в организации карточной игры и рукоприкладстве, вызвавшем смерть помещика Т. М. Времева и сослан в Сибирь. В 1840 г. женился на Е.А. Римской-Корсаковой (в первом браке Офросимовой). В 1843 г. получил официальное дозволение жить в Москве, В последний период жизни сблизился с Н. П. Огаревым, семьей Пассек, Даргомыжским.
Портрет Алябьева — один из лучших позднего периода творчества Тропинина. Художник создал яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Резкий боковой свет выхватывает выразительное лицо и руку немолодого мужчины, его седые пышные волосы и усталые глаза с припухшими веками. Остальные части картины погружены в глубокую тень. Блики света выявляют энергичную лепку лица. Гордая осанка, проницательный взгляд с затаенной горечью свидетельствуют о сложной судьбе этого человека. Напряженная игра света и тени на поверхности картины придают портрету таинственность и романтичность. Психологизм и драматическая мощь этого портрета столь отличается от ясных и гармоничных образов Тропинина, что можно предположить, что сама модель продиктовала верному натуре художнику глубину содержательности портретного образа.
Алябьев — человек сложной и трагической судьбы. Автор многих музыкальных произведений, он остался в памяти потомков как автор «Соловья». В его жизни была славная гусарская юность, романтическая любовь, мужская дружба, радость творчества, широкая популярность и несправедливое забвение. Трагическое стечение обстоятельств повлекло за собой суровое наказание, лишение прав и многолетнее изгнание.
Этот тип неофициального портрета позволял художнику максимально раскрыть внутренний мир портретируемого, чем на портретах человека, одетого во фрак или мундир, в буквальном и переносном смысле, «застегнутого на все пуговицы». Тип «халатного» портрета полюбился москвичам, и они с удовольствием заказывали художнику именно такие портреты. Одна из самых известных работ — прижизненный, написанный в Москве портрет А. С. Пушкина (ныне находящийся в Музее А. С. Пушкина на Мойке в Санкт-Петербурге). Художник изобразил великого поэта в домашнем халате.
Алябьев Александр Александрович. 1787—1851. Русский композитор. Родился в семье тобольского губернатора А. В. Алябьева. Участник войны 1812 года, служил в Иркутском, Ахтырском гусарском полках, имел боевые награды. Вышел в отставку в ноябре 1823 г.
Композитор, сочинитель опер, водевилей, романсов. Друг А. С. Грибоедова, Д. В. Давыдова, М. Н. Загоскина. В 1825 г. был обвинен в организации карточной игры и рукоприкладстве, вызвавшем смерть помещика Т. М. Времева и сослан в Сибирь. В 1840 г. женился на Е.А. Римской-Корсаковой (в первом браке Офросимовой). В 1843 г. получил официальное дозволение жить в Москве, В последний период жизни сблизился с Н. П. Огаревым, семьей Пассек, Даргомыжским.
Портрет Алябьева — один из лучших позднего периода творчества Тропинина. Художник создал яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Резкий боковой свет выхватывает выразительное лицо и руку немолодого мужчины, его седые пышные волосы и усталые глаза с припухшими веками. Остальные части картины погружены в глубокую тень. Блики света выявляют энергичную лепку лица. Гордая осанка, проницательный взгляд с затаенной горечью свидетельствуют о сложной судьбе этого человека. Напряженная игра света и тени на поверхности картины придают портрету таинственность и романтичность. Психологизм и драматическая мощь этого портрета столь отличается от ясных и гармоничных образов Тропинина, что можно предположить, что сама модель продиктовала верному натуре художнику глубину содержательности портретного образа.
Алябьев — человек сложной и трагической судьбы. Автор многих музыкальных произведений, он остался в памяти потомков как автор «Соловья». В его жизни была славная гусарская юность, романтическая любовь, мужская дружба, радость творчества, широкая популярность и несправедливое забвение. Трагическое стечение обстоятельств повлекло за собой суровое наказание, лишение прав и многолетнее изгнание.