Комарденков Василий Петрович (1897–1973), живописец, график, сценограф. В 1912–1917 годах — художник-декоратор в опере Зимина (Москва), в 1918–1925 годах — художник Камерного, Малого и других московских театров. С 1925 года работал в кино. За свою насыщенную творческую жизнь, Комардёнков успел оформить более шестидесяти спектаклей, включая не только сценографию, но и эскизы костюмов, выступил художником-оформителем более чем в трех десятках кинокартин. Помимо кино и театра, он также участвовал в оформлении опер, балетов и цирковых представлений. Работал книжным оформителем и иллюстратором, участвовал в создании «Окон РОСТа», был дружен с С.А. Есениным, А.Б. Мариенгофом, В.Г. Шершеневичем, В.В. Каменским, Г.Б. Якуловым и др., преподавал в Строгановском училище.
#9
Комарденков В.П.
Шарж на Чарли Чаплина
#7
#8
Комарденков В.П. Эскиз костюма Титании к спектаклю «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира. Киевский Украинский театр им. И. Франко. 1927
#5
Художник Василий Комарденков, приятель и собутыльник Есенина, оформлял один из спектаклей Мейерхольда. Дело шло к премьере, вот Комарденков встретил режиссера в мужском туалете театра. Были они там вдвоем, художник сказал ему так:
— Слушай Мейерхольд… Я твой нрав хорошо знаю. После премьеры ты начнешь трубить на всю Москву, что я своим оформлением погубил твой спектакль, что я — бездарность… Так вот предупреждаю: если я это услышу, то не посмотрю, что ты народный артист, что театр — твоего имени… Прилюдно набью морду. Как в пивной… Понял?
Мейерхольд не ответил Комарденкову ни слова, но так и не обругал ни его работу, ни самого художника.
Б. Ардов. Легендарная Ордынка. СПб., 1997
#6
Знакомство с Чарли Чаплином для советского зрителя началось не с кино, а, как ни странно, с рисунков, фотографий и рассказов о знаменитом актере и режиссере, так как фильмы с его участием не попадали в широкий прокат до 1924 года, а те, что были показаны до революции, прошли по большей части незамеченными. В 1922 году, во втором выпуске советского журнала о кино «Кино-фот» редактор от имени всех любителей кинематографа в стране выражал надежду увидеть Чаплина на советских экранах.
#11
Лишь месяц спустя «Кино-фот» посвятил Чаплину целый выпуск, со статьями видных деятелей искусства того времени и рисунками художницы-конструктивистки Варвары Степановой.
#3
Европа.
Город.
Глаза домищами шарили.
В глаза —
разноцветные капли.
На столбах,
на версту,
на мильоны ладов:
!!!!! ЧАРЛИ ЧАПЛИН!!!!!
Мятый человечишко
из Лос-Анжело́са
через океаны
раскатывает ролик.
И каждый,
у кого губы́ нашлося,
ржет до изнеможения,
ржет до колик.
Денди туфлястый (огурцами огу́рятся) —
к черту!
Дамища (груди — стог).
Ужин.
Курица.
В морду курицей.
Мотоцикл.
Толпа.
Сыщик.
Свисток.
В хвост.
В гриву.
В глаз.
В бровь.
Желе-подбородки трясутся игриво.
Кино
гогочет в мильон шиберо́в.
Молчи, Европа,
дура сквозная!
Мусьи,
заткните ваше орло́.
Не вы,
я уверен, —
не вы,
я знаю, —
над вами
смеется товарищ Шарло́.
Жирноживотые.
Лобоузкие.
Европейцы,
на чем у вас пудры пыльца?
Разве
эти
чаплинские усики —
не всё,
что у Европы
осталось от лица?
Шарло.
Спадают
штаны-гармошки.
Кок.
Котелочек около кло́ка.
В издевке
твои
комарьи ножки,
Европа фраков
и файфоклоков.
Кино
заливается щиплемой девкой.
Чарли
заехал
какой-то мисс.
Публика, тише!
Над вами издевка.
Европа —
оплюйся,
сядь,
уймись.
Чаплин — валяй,
марай соуса́ми.
Будет:
не соусом,
будет:
не в фильме.
Забитые встанут,
забитые сами
метлою
пройдут
мировыми милями.
А пока —
Мишка,
верти ручку.
Бой! Алло!
Всемирная сенсация.
Последняя штучка.
Шарло на крыльях.
Воздушный Шарло.
Город.
Глаза домищами шарили.
В глаза —
разноцветные капли.
На столбах,
на версту,
на мильоны ладов:
!!!!! ЧАРЛИ ЧАПЛИН!!!!!
Мятый человечишко
из Лос-Анжело́са
через океаны
раскатывает ролик.
И каждый,
у кого губы́ нашлося,
ржет до изнеможения,
ржет до колик.
Денди туфлястый (огурцами огу́рятся) —
к черту!
Дамища (груди — стог).
Ужин.
Курица.
В морду курицей.
Мотоцикл.
Толпа.
Сыщик.
Свисток.
В хвост.
В гриву.
В глаз.
В бровь.
Желе-подбородки трясутся игриво.
Кино
гогочет в мильон шиберо́в.
Молчи, Европа,
дура сквозная!
Мусьи,
заткните ваше орло́.
Не вы,
я уверен, —
не вы,
я знаю, —
над вами
смеется товарищ Шарло́.
Жирноживотые.
Лобоузкие.
Европейцы,
на чем у вас пудры пыльца?
Разве
эти
чаплинские усики —
не всё,
что у Европы
осталось от лица?
Шарло.
Спадают
штаны-гармошки.
Кок.
Котелочек около кло́ка.
В издевке
твои
комарьи ножки,
Европа фраков
и файфоклоков.
Кино
заливается щиплемой девкой.
Чарли
заехал
какой-то мисс.
Публика, тише!
Над вами издевка.
Европа —
оплюйся,
сядь,
уймись.
Чаплин — валяй,
марай соуса́ми.
Будет:
не соусом,
будет:
не в фильме.
Забитые встанут,
забитые сами
метлою
пройдут
мировыми милями.
А пока —
Мишка,
верти ручку.
Бой! Алло!
Всемирная сенсация.
Последняя штучка.
Шарло на крыльях.
Воздушный Шарло.
В.В. Маяковский. Киноповетрие. 1923
#4
Чаплин переиграл необычное множество ролей. «Чаплин — солдат», «Чаплин — в банке», «Чаплин — полицейский», «Чаплин — курортный больной» и даже «Чаплин — артист кинематографа». Здесь, может быть, сказалась та потребность создания неравенства, которая побуждает беллетриста обращать какой-нибудь свой образ в постоянный эталон (мерило сравнения) для всего произведения. Зритель пробует Чаплином различные профессии, он испытывает их и этим их отстраняет. Из киноактеров Чаплин — несомненно, самый кинематографический. Сценарии Чаплина не написаны, а создаются в игре. Он, может быть, единственный кинохудожник, который исходит из самого материала. Чаплиновские движения и все его фильмы задуманы не в слове, не в рисунке, а в мелькании серо-черных теней, он совершенно и окончательно порвал с театром и поэтому, конечно, имеет право на звание первого киноактера. Интересно отметить, что Чаплин в фильме никогда ничего не говорит, и между отдельными частями его фильмов не появляются на экране объяснительные надписи. Русские киноактеры рассказывали мне, что они, для того чтобы связать эмоцией разорванные элементы кинодвижений, говорят вполголоса подходящие фразы. Это можно заметить, глядя на их губы. Чаплин в фильме не говорит, а движется. Он работает с материалом кинематографическим, а не переводит сам себя с театрального языка на экранный. В чем комизм самого чаплиновского движения, я сейчас определить не могу, может быть, в том, что оно механизировано. Чаплиновскую игру можно разбить на ряд пассажей, причем обычно пассаж кончается точкой — позой. Прибегая к метафоре, можно сказать, что чаплиновское движение пунктирно. Сам Чаплин, очевидно, хорошо сознает все «па» своего искусства. Его игру можно разбить на ряд «постоянных движений», повторяющихся с различными мотивировками из фильма в фильм. Перечислю некоторые: Чаплин идет (смех вызывает самый момент трогания с места), Чаплин на лестнице, Чаплин задевает кого-нибудь крючком своей трости, Чаплин падает со стула (ноги рогулькой и остановка в этом положении), Чаплин улыбается (в три такта), Чаплина трясут за шиворот и т. д. Не знаю, сознательно или нет, но ансамбль актеров Чаплина движется иначе, чем их премьер. Здесь открывается любопытный вопрос: комично ли движение Чаплина само по себе или по противоположности с обычным движением.
В. Шкловский. Сюжет в кинематографе. 1923 // За сорок лет
#10
СПбГМТиМИ
read morehide
Шарж на Чарли Чаплина
Dimensions
17,2x14,5 cm
Technique
бумага, тушь
Collection
Exhibition
11
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share