1 / 2
#1
#2
В вышедшей в 1883 г. в Париже книге Эдмона Котто на одной из гравюр изображен Благовещенск — столица Амурской области, где автор останавливался на несколько дней. Он так описывает город:
#3
Благовещенск стоит на равнине, немного ниже слияния Амура с его притоком Зеей. Это главный город области, которую населяют всего 30 000 душ, но площадь которой равна площади Испании. Хотя в городке едва ли наберется 4 000 жителей, его большая протяженность вдоль реки, пересекающиеся под прямым углом широкие улицы, добротно построенные дома, для которых не экономят место, — все это придает ему облик внушительного города. Я бы даже сказал, что он произвел на меня впечатление самого красивого города Сибири! Правда, строения там только деревянные, но они изящны, поддерживаются в хорошем состоянии и покрашены в яркие цвета, а многие из них, что редкость для этого края, окружены садами.
Э. Котто
#4
Старинные рисунки крупнейших дальневосточных городов — Благовещенска, Владивостока, Хабаровска — встречаются редко. Все они были образованы уже после распространения в России фотографии, и первые их изображения чаще всего — фотографические.
Но в печатных изданиях фотоиллюстрация массово появилась только в конце 1890-х гг. До этого даже при наличии фотографии иллюстрации все равно изготавливались в технике гравюры. Сначала художник делал по фотоснимку рисунок, а уже с него гравировалась печатная форма. Именно таким способом было получено графическое изображение Благовещенска из книги Котто.
Однако сама гравюра делалась отнюдь не для этого издания. Публикацией записок Э. Котто занималось известнейшее французское издательство «Ашетт и Ко». Оно же, по-видимому, подбирало и иллюстрации. И конечно, пользовалось собственной коллекцией рисунков. Со времен издания «Новой всеобщей географии» Э. Реклю у «Ашетт» имелся готовый благовещенский пейзаж.
Но в печатных изданиях фотоиллюстрация массово появилась только в конце 1890-х гг. До этого даже при наличии фотографии иллюстрации все равно изготавливались в технике гравюры. Сначала художник делал по фотоснимку рисунок, а уже с него гравировалась печатная форма. Именно таким способом было получено графическое изображение Благовещенска из книги Котто.
Однако сама гравюра делалась отнюдь не для этого издания. Публикацией записок Э. Котто занималось известнейшее французское издательство «Ашетт и Ко». Оно же, по-видимому, подбирало и иллюстрации. И конечно, пользовалось собственной коллекцией рисунков. Со времен издания «Новой всеобщей географии» Э. Реклю у «Ашетт» имелся готовый благовещенский пейзаж.
#5
Иллюстрация с видом Благовещенска из первого французского издания «Новой всеобщей географии» Э. Реклю
#6
Его-то издательство и пустило в дело. Гравюра для труда Реклю делалась по фотографии, о чем сообщает подпись под рисунком. Скорее всего, оригиналом послужил снимок одного из первых дальневосточных фотографов Владимира Васильевича Ланина, опубликованный в альбоме «Амур, Восточная Сибирь, Западная Сибирь и Урал». Альбом был подготовлен и издан в Петербурге фирмой К. Риккера в 1870 г. и предназначался как для отечественных, так и для зарубежных покупателей: подписи были даны одновременно по-русски и по-английски.
#7
Фотография Благовещенска в альбоме, изданном К. Риккером
#8
«Ашеттовскую» гравюру Благовещенска копировали и другие издатели, в том числе отечественные. Например, ею воспользовалась фирма А.Ф. Девриена для иллюстрирования «Путешествий Н.М. Пржевальского».
#9
Иллюстрация в книге М.А. Лялиной «Путешествия Н.М. Пржевальского» (1891)
#10
То, что это не новая обработка фотоснимка В. Ланина, а копия с французской гравюры, видно по присутствию на рисунке людей и животных. Их в изображение добавил художник, делавший рисунок для книги Э. Реклю. На оригинальной фотографии город совершенно пуст — в кадр не попали ни жители, ни живность.
read morehide
Из Парижа в Японию через Сибирь
Technique
бумага, печать
Collection
Exhibition
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share