Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Рождество Пресвятой Богородицы

Dimensions
52,5x45 cm
Technique
дерево, левкас, темпера
0
Open in app
#2
Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» — тот случай, когда реставраторы сталкиваются со скрытыми за поздними слоями поновлений и записей авторскими изображениями. Из-за потемнения олифы изображение стало неразличимо, и при поновлении икона была полностью переписана. Поскольку старые потемневшие образа казались настоятелям храмов недостаточно яркими, зачастую иконы попросту прописывали — покрывали новым слоем живописи.

Сюжет «Рождество Пресвятой Богородицы» был скрыт от зрителя под поздним изображением Спасителя, выполненным масляными красками в XIX веке. В ХIХ–XX веках новые эстетические каноны привели к более академическим трактовкам евангельских сюжетов, и стиль живописи «Вседержителя» значительно отличается от более традиционного «Рождества».
#19
Общий вид до и после реставрации
#4
Рождество Пресвятой Богородицы относится в православных церквях к двунадесятым праздникам (12 важнейших праздников после Пасхи) и отмечается 21 сентября. Родители Девы Марии Иоаким и Анна долгое время были бездетны. Господь услышал их молитвы и послал к ним ангела, возвестившего:
#5
Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире.
Протоевангелие Иакова (4:1)
#6
Праздник Рождества Богородицы установился в VII веке, а самые ранние сохранившиеся фрески на этот сюжет относятся к IX веку, мозаики — к XII веку.
#7
Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100. Греция
#18
Первое пробное раскрытие образа провели специалисты Центра имени Грабаря в 2013 году в Кирове. Именно они обнаружили под записью XIX века более раннюю авторскую живопись. Первоначальный красочный слой хорошо сохранился, поэтому было принято решение передать икону в Центр Грабаря для полного раскрытия.
#8

Состояние сохранности

#20
Общий вид иконы до реставрации
#10
Икона была сильно загрязнена, красочный слой потемнел, по всей его поверхности были потертости. Нижнее поле иконы было опилено, вероятно, чтобы подогнать образ под киот.
#11
Левый край иконы. Пробное раскрытие показало наличие более ранней живописи на другой сюжет
#12
Нижний правый угол иконы до раскрытия
#13

Реставрация

#14
Прежде всего специалист укрепил красочный слой и левкас иконы, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.

Затем было проведено рентгенографическое исследование, которое подтвердило наличие более раннего изображения. Постепенно поздняя запись была удалена, и под ней открылся сюжет «Рождество Богоматери».
#15
Срединное раскрытие иконы
#16
После этого специалист покрыл участки утрат реставрационным левкасом, утраты были тонированы. В завершение поверх живописи был нанесен слой лака, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.
#21
Общий вид иконы после реставрации
read morehide

Рождество Пресвятой Богородицы

Dimensions
52,5x45 cm
Technique
дерево, левкас, темпера
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%