Келейная икона царицы Евдокии Федоровны Лопухиной (1669–1731), первой жены царя Петра I Алексеевича, относится к царскому периоду ее жизни и, вероятно, была венчальной иконой царицы. Впоследствии она вошла в состав ее надгробного иконостаса в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Келейная икона царицы Евдокии Федоровны Лопухиной (1669–1731), первой жены царя Петра I Алексеевича, относится к царскому периоду ее жизни и, вероятно, была венчальной иконой царицы. Впоследствии она вошла в состав ее надгробного иконостаса в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
Венчание царя Петра Алексеевича и Евдокии Федоровны (при рождении Прасковьи Илларионовны) состоялось 27 января (6 февраля) 1689 г. в дворцовом селе Преображенском. В последний раз в царской свадебной церемонии были соблюдены все основные этапы старинного традиционного обряда.
Свадебные торжества продолжались три дня. Согласно традиции в день венчания Пётр и Евдокия с утра находились раздельно. В определённый час началось движение процессии невесты в столовую палату Преображенского дворца. Евдокию поддерживали боярыни, а путь перед ней кропили святой водой. В столовой палате молодых посадили на особое место для новобрачных, которое «берегли», уложив на него 40 соболей. Во время старинного обряда расчесывания волос жениху и невесте, когда проводилось «окручивание» — смена головного убора невесты на женский, стольники кормили присутствующих хлебом и сыром, одаривали подарками, затем дружка жениха поднес ему подарок от невесты. После молодых осыпали хмелем и обмахнули соболями — символами плодородия и достатка. Обряд венчания был совершён в деревянной церкви в центре Преображенского. Молодые стояли у аналоя на соболях, застланных камкой. После обряда они сделали по глотку вина из одного сосуда и поцеловались. Из храма процессия вернулась в ту же палату на свадебный пир. Посидев немного новобрачные отправились в опочивальню. По дороге жена тысяцкого, одетая в овчинную шубу мехом вверх опять осыпала молодых хмелем, а дружка царя принес им со свадебного стола ритуальные свадебные блюда — хлеб, соль и курицу, завёрнутые в скатерть. Брачная постель была устроена на 27 («тридевять») ржаных снопах, застланных ковром, перинами, шелковой простыней, меховым одеялом и покрывалом. На следующее утро новобрачные мылись в «мыленке» (бане), а затем завтракали, без гостей, на царской половине. Через три дня после свадьбы поэт Карион Истомин увековечил это событие в свадебном приветствии «Книга любви знак в честен брак».