Икона поступила в музейное собрание в 1905 г. после реставрации Д.Н. Арцыбашева в Румянцевском музее Москвы.
В верхней части композиции (в небесах), на фоне геральдического двуглавого орла, представлен образ Божией Матери Знамение. Над ее венцом — императорская корона, такие же короны над головами орла. Образу предстоят преподобные киево-печерские угодники во главе с Феодосием и Антонием Печерскими. Выше — Господь Саваоф и Дух Святой в образе голубя, по сторонам — херувимы. К Саваофу с облаков обращены небесные покровители царей Петра и царевича Алексея — апостол Петр с ключами и Алексий человек Божий с пальмовой ветвью. Внизу, на земле, при «свидетельстве» небесных сил идет битва с врагами России — турками и татарами, аллегорически представленными в виде огнедышащих змия и льва. Слева им противостоит всадник, «ездец», напоминающий геральдическую фигуру московского государя. Он в стальном доспехе, поножах, ногавицах, плаще с шарфом и шлеме с султаном из перьев. Копьем он поражает змия (иконография Чуда Георгия о змие). От змия в коня направлена стрела, согнувшаяся в потуге нанести рану. Справа выступает русское войско с Петром I и царевичем Алексеем. Конь Петра попирает копытом льва с огнедышащей пастью, в которого бьет сдвоенная молния из державы в лапе орла. Еще ниже — строения покоренных крепостей с башнями и шпилями (мечетями и минаретами) и надписями: АЗОВЪ и КИЗИКЕРМЕНЪ.
Каково же происхождение сюжета иконы? Из европейского барокко в русскую культуру пришел новый жанр графики — конклюзия, часто это панегирик в лицах, с объясняющими текстами на развернутых свитках. Выразительным его образцом стала прорись братьев Данилы и Якова Перекрестовых и, позже, гравюра по ней Леонтия Тарасевича. Сюжетом для них послужили крымские походы воеводы князя Василия Голицына, а, точнее, их преувеличенный успех: ведь Россия не закрепилась на черноморском побережье. Гравюра была поднесена царевне Софье, поскольку заказана была, как и прорись, дьяком Федором Шакловитым в похвалу ей — правительнице при братьях-царях Иоанне и Петре.