Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Григорьев Б.Д. Портрет А.М. Горького

Dimensions
104x92 cm
Technique
холст, масло
2
Open in app
#2
Около пятидесяти русских и иностранных художников рисовали Алексея Максимовича на протяжении его жизни. Среди них было немало выдающихся мастеров. Но Горькому нравились лишь очень немногие из этих портретов. Один из них — портрет, исполненный в в 1926 году в Позилиппо (Италия) художником Борисом Григорьевым.
#3
Борис Григорьев. Автопортрет, 1938
#4
Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939) закончил Строгановское художественно-промышленное училище (Москва) и Высшее художественное училище при Академии Художеств в Петербурге.
Стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он вошел в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов — объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.
#13
Б.Григорьев «Парусная лодка в кубическом пейзаже»
#5
Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения «Мир искусства», на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг.
#6
Творческий и праздничный дух Парижа вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. 
Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели — вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, увиденного под определенным углом зрения. 
«Intimite» («интимность», франц.) — так назвал художник большую серию парижских рисунков. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры.
Б.Григорьев. Рисунок из серии «Intimite»
#7
Портрет Горького — одно из лучших произведений художника. 15 сентября 1924 года Григорьев отправил Горькому, жившему тогда в Сорренто, письмо, в котором были такие строки: " Я бы приехал туда, где вы, чтобы начать большую работу около вас. Мою работу: «Максим Горький»». Кончается письмо фразой: «Я ваш старый почитатель и верный друг».
#19
Вилла «Spinola», где жил Горький в 1909–1911 гг. Капри
#14
М.Горький в Италии
#8
Григорьев поехал в Италию и приступил к работе, центром которой стал Алексей Максимович Горький.
#20
Сильно подружился с Горьким, провел с ним 6 недель в Napoli буквально и дневал и ночевал. Позировал он замечтально 23 дня по 3 часа в день. Он необыкновенно мягок, душевен и чуток. Про портрет сказал: Впервые чувствую себя на холсте». На книгах, подаренных сделал надпись: «преклоняюсь перед его талантом»… Не забыть никогда недель у Горького. Он настоящий гений и святой человек.
Строки из письма Б. Григорьева Е. и Л. Замятиным, (1926)
#10
Внутренняя сила М. Горького восхищала Григорьева. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения.
На протяжении всего времени Григорьев писал жене, сообщая ей о том, как идет работа. Ближе к концу, художник напишет следующие слова: «Вещь такая, что все ахают, а он сам в восторге… На лице столько всего, что мне тут говорят, что «только я один и мог понять Горького», что «это лучший его портрет».
#15
Портрет — большой холст. 
Сам Горький, в то время уже несколько лет проживший на чужбине, изображен в рубашке с отложным воротником, с длинной темной полоской галстука. А позади Горького — обычный для григорьевского видения России («Расеи», как он говорил) русский пейзаж: стог сена, купол церкви, одинокое изогнутое, кривое дерево.
Горький окружен длинной вереницей голов. Словно маски, одна за другой они издалека обступают Горького. Эти видения, призраки — действующие лица знаменитой горьковской пьесы «На дне». Мы различаем Татарина, Клеща, Наталью, Алешку. 
Григорьев видел всех их в Москве, в Московском Художественном театре, видел их и в Париже, когда в начале 20-х годов МХАТ приезжал туда на гастроли. 
Эти образы и лики России были собраны Григорьевым в годы, близкие ко времени создания портрета Горького, в замечательном издании «Лики России» («Visages de Russie»).
#16
Б. Григорьев «Лики России»
#11
Портрет много путешествовал, он экспонировался на многих международных выставках и везде он пользовался большим успехом, а в 1946 году его купил американский юрист Абрахам Померанц. С тех пор портрет был собственностью семьи Померанц. В июле 1962 года дочь юриста, Шарлотта, привезла портрет великого писателя в Москву и от имени отца передала его в дар Музею А. М. Горького.
#12
В заключение следует сказать, что одновременно с изображением Горького художник исполнил и портрет снохи писателя — Надежды Алексеевны Пешковой с ее дочкой Марфой. Григорьев писал жене: «Я еще пишу одну мадонну, такую нежную — будет вещь замечательная. Италия меня приблизила к Беллини, лучшему художнику из художников».
#17
Б. Григорьев «Материнство. Портрет Н.Пешковой»
#21
read morehide

Григорьев Б.Д. Портрет А.М. Горького

Dimensions
104x92 cm
Technique
холст, масло
2
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%