Гидрия стиля Гадра с изображением бегущих воинов
Dimensions
Высота 38 см cm
Technique
глина, серовато-коричневый лак, белая краска
Collection
Exhibition
1
Open in app#1
Неизвестный автор
Гидрия стиля Гадра с изображением бегущих воинов
#2
#3
В эпоху эллинизма расписная керамика очень быстро сменяется вазами, украшенными разного рода рельефами и налепами. Лишь немногие типы сосудов сохраняют живописный декор. Гидрии Гадра относятся к их числу. Они получили свое название по некрополю Гадра в Александрии, где в конце XIX в. было найдено большое число подобных ваз. Все они служили урнами для праха умершего. Декор их, обычно выполненный серовато-коричневым лаком, очень скромен и напоминает чернофигурные росписи. Преимущественно это растительные орнаменты (побеги плюща и виноградной лозы, венки, пальметты), а также дельфины, птицы, иногда животные или чудовища в геральдических позах.
#10
Встречаются композиции с изображением фигур воинов, Эрота или Ники между треножниками. Реже гидрии Гадра украшались полихромной росписью, с использованием красной, желтой и синей красок, положенных на белую гипсовую обмазку. Иногда на тулове, под росписью, начертано имя умершего и даже его профессия, чаще всего это воины.
#4
Гармония цветов, внешний вид бегущих воинов
#5
Гидрия из московского собрания относится к числу ваз с так называемым монохромным декором. Рисунок выполнен непосредственно по глине, поверхность которой предварительно была тщательно заглажена; серо-черный лак при обжиге местами приобрел светло-коричневый, иногда рыжеватый оттенок, благодаря чему роспись хорошо гармонирует с желтовато-бежевым тоном самой глины; кроме того, в деталях очень скупо применена белая краска. На шейке — лавровый венок с цветком в середине, на плечиках лучи и фигурки прыгающих дельфинов.
#11
Роспись тулова занимает фриз в самой широкой его части, между ручками. На лицевой стороне изображены четыре воина, бегущие влево. У каждого на голове шлем, в руке круглый щит с эмблемой: у первого и последнего летящая птица, у второго — ионическая колонна, у третьего — собака. Фигуры воинов даны силуэтом, детали рисунка — черты лиц, контуры шлемов и щитов — процарапаны, эмблемы на щитах написаны белой краской. На обороте во фризе размещены две гирлянды из удлиненных листьев, сходящиеся к центру, отмеченному пальметтой.
#6
История соревнующихся гоплитов
#7
Изображенная на московской вазе сцена интерпретируется как гоплитодромия — состязание в беге гоплитов, тяжеловооруженных воинов. Как вид соревнований атлетов она получает распространение в последней четверти VI в. до н. э., в частности засвидетельствована на Олимпиаде 520 до н. э. Однако самое раннее из известных сегодня изображений подобной сцены — на чернофигурной амфоре панафинейского типа датируется ок. 540 до н. э. В дальнейшем сцены гоплитодромии будут встречаться на вазах разных форм, как чернофигурных, так и краснофигурных, — амфорах, кратерах и особенно на ранних краснофигурных киликах. Есть также несколько примеров подобной сцены на панафинейских амфорах конца IV в. до н. э. Кроме того, на ряде ваз появляются изображения отдельных фигур гоплитов.
#8
Критские гидры
#9
В течение длительного времени производство гидрий Гадра связывалось почти исключительно с Александрией. Однако многочисленные раскопки второй половины XX в. выявили большое число подобных ваз в разных центрах античного Средиземноморья, прежде всего на Крите, где, по всей вероятности, изготавливали самые сложные и разнообразные по росписям сосуды.
read morehide
Гидрия стиля Гадра с изображением бегущих воинов
Dimensions
Высота 38 см cm
Technique
глина, серовато-коричневый лак, белая краска
Collection
Exhibition
1
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share